Внеурочная деятельность как путь к профессиональному самоопределению школьника

Разделы: Технология

Класс: 6


I. Вводная часть

Предусмотренная государственным образовательным стандартом общего образования внеурочная деятельность учащихся является наиболее вариативной частью учебного плана, предполагающей максимально полный учет склонностей учеников и пожеланий их родителей в организации их подготовки к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению.

Учитель технологии на своих уроках не только знакомит учащихся с программным материалом, но и раскрывает секреты профессионального мастерства, воспитывает у них интерес к профессии, самостоятельное желание принять участие в коллективном творчестве или создать свой, оригинальный творческий проект и разработать оптимальную технологию его реализации.

Изучение мнения обучающихся и их родителей, формирование творческих групп учащихся по разработке творческих проектов или организация индивидуальной проектной деятельности на основе выявленных склонностей и профессиональных интересов являются той основой, на которой строится система организации внеурочной деятельности учащихся. Это одна из основных форм деятельности.

Родители учащихся являются носителями ценного, иногда уникального профессионального опыта. Поэтому на защите проекта они могут не только присутствовать, но и быть консультантами и непосредственными участниками проекта. К такому участию целесообразно привлекать наиболее подготовленную и заинтересованную часть родителей.

Но существуют и другие формы внеклассной работы с учащимися с участием родителей.

Презентация

II. Формы проведения внеклассной работы с участием родителей

Наиболее эффективными формами внеклассной работы с детьми при участии родителей являются:

  • конференции;
  • беседы;
  • походы в музеи, театры;
  • КВН;
  • открытые уроки, классные часы и др.

Для более полного представления родителей о новых знаниях своих детей проводятся презентационные или совместные мероприятия.

III. Проведение мероприятий

Мы с детьми, провели мероприятие и название его «Фестиваль знаний».

Мероприятие было проведено для жителей нашего микрорайона, где учатся учащиеся. В мероприятии задействованы учащиеся 5 классов.

Цель мероприятия:

  • Рассказать родителям о предмете «Технология», его возможностях, особенности, связи с другими предметами.
  • Показать теоретические и практические знания девочек, которые они приобрели за два месяца обучения.
  • Показать родителям возможности детей: в формировании речи, понимании терминов, правильной дикции, манере держаться в большой аудитории.
  • Возможность обсудить мероприятие дома, в кругу семьи.
  • Показать родителям всестороннее развитие детей: музыкальное, хореографическое. Каждый класс представил по несколько музыкальных номеров (выступали по огромному желанию).

Каждому классу было дано задание из раздела предмета, изученного в 5 классе. Вопросы и составление текста полностью самостоятельно составлены детьми.

  • Декоративно-прикладное искусство: перечислить виды, особенности, использование цветовой гаммы. Работы, представленные на выставке.
  • Лоскутное шитье: история лоскутного шитья, техника выполнения, представленные работы на выставке.
  • Материаловедение: рассказы о тканях растительного происхождения.
  • Машиноведение: история создания швейной машины, виды швейных машин, современные швейные машины.

В конце мероприятия родители задавали вопросы детям, некоторые родители говорили, что слышат об этом впервые. И, конечно, благодарили. Время проведение мероприятия 60 минут. Это мероприятие не прошло бесследно. Родители интересуются успехами детей, обеспечивают всем необходимым для уроков.

В 6 классе, в этом учебном году, внеклассная работа с родителями будет продолжена. Дети познакомились с новыми разделами «Конструирование плечевого изделия», «Моделирование одежды», «Технология изготовления плечевого изделия», что позволит провести показ моделей, рассказать о направлениях моды, стиле, силуэте, современных модельерах. Озвучить профессии, связанные с изготовлением одежды. Внеклассное мероприятие будет посвящено 8 марта «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны».

Внеклассные мероприятия с родителями объединяют детей и родителей, они становятся единомышленниками, понимают друг друга.

IV. Подготовка к профессиональному самоопределению

Преподавание школьного курса «Технология» изначально сопряжено с реализацией теоретического материала в практике непосредственной работы учащихся по изготовлению различных изделий. При этом формируются и актуализируются практические навыки детей по моделированию, конструированию, алгоритмизации (созданию технологической последовательности действий) и практическому изготовлению конкретного изделия.

Социальная значимость целей и содержания школьного курса «Технология» определяется вовлечением обучающихся в мир профессий, воспитанием уважения к труду, ярко выраженной профориентационной направленностью.

Современная образовательного система предполагает максимально полный учет образовательных интересов каждого учащегося с учетом их профессиональных интересов и планов социальной адаптации.

Особенно это относится к образовательным областям практической направленности, примером которых является школьный курс «Технология».

Дополнительные возможности в этом направлении предоставляет участие в конкурсах профессионального мастерства рабочих профессий.

Подготовка учащихся к участию в конкурсе начинается в школе.

Курс технологии дает детям базовые представления о производительном и обслуживающем труде, особенностях различных рабочих профессий, в том числе осуществляет формирование профессиональной направленности учащихся. В настоящее время проявляется острая необходимость преодоления сложившихся в обществе стереотипов о непрестижности рабочих профессий. Именно уроки технологии позволяют детям получить представление о многих рабочих профессиях, помочь учащемуся сформировать для себя четкий план, определяющий пути получения будущей профессии. В ситуации профессионального выбора учащемуся необходимо не только знать, но и объективно оценивать и соотносить свои интересы, склонности, способности и возможности. На уроках технологии девочки знакомятся с профессиями вышивальщицы, художника-модельера и дизайнера одежды, ткачихи, швеи, закройщицы, повара, экономиста, парикмахера, визажиста, слесаря, плотника и др. Из огромного множества профессий выбрать одну, но такую, чтобы к ней лежала душа довольно трудно. Когда человек выбрал нелюбимую профессию, то он не получает от нее душевного удовлетворения, становится безразличным к творчеству, становится несчастным.

В связи с изменениями в области экономики, технологическим прогрессом, на рынке труда происходят заметные изменения. Одни профессии исчезают вовсе, другие модернизируются с учетом современных технологических требований. Появляются новые профессии, которые раньше даже не были известны. Деятельность современного рабочего становится высокотехнологичной. Поэтому традиционные рабочие профессии сегодня требуют от человека совершенно новых компетенций.

Именно в школе на уроках технологии можно получить первую информацию о существующих и перспективных профессиях.

Дополнительную информацию об интересующей профессии можно получить из научно-популярной литературы, в кино, с помощью интернета и в ходе общения со взрослыми, родителями и сверстниками.

Как донести до учащегося средней школы значение выбора профессии, особенно - рабочих профессий? Прежде всего необходимо расширить поиск той или иной предметной области, через проектную деятельность. Надо сказать, что именно предметная область «Технология» одной из первых стала применять выполнение проектной документации, погружение учащихся в процесс изготовления того или иного продукта. Учащиеся работают с литературой, другими информационными ресурсами. Учащиеся находят различные варианты создания изделия, осуществляют выбор наиболее оптимального для конструкции и технологии изготовления изделия. В ходе этого творческого процесса дети знакомятся с рядом необходимых и смежных профессий.

Технологический процесс изготовления изделия можно оформить в виде презентаций, что ученики 5–6 классов делают с удовольствием, особенно в кулинарии, вязании, вышивании.

Экскурсии позволяют учащимся познакомиться с производством. Посещение учащимися 6-х классов БКК (булочно-кондитерского комбината) сформировали представление о том, что изготовление хлеба и хлебо-булочных изделий является сложным, механизированным и высокотехнологическим процессом, который требует от человека множества компетенций.

Посещение исторического, этнографического, школьного музеев при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» позволяют глубже познать исторические и национальные особенности и обнаружить много общего в изготовления блюд и предметов повседневного быта.

Посещение исторического, этнографического, школьного музеев при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» позволяют глубже познать исторические и национальные особенности и обнаружить много общего в изготовления блюд и предметов повседневного быта.На уроках технологии у учащихся формируется художественный вкус при использовании различных технологиями и техниками.

V. Заключение

Можно сделать вывод, что на уроках технологии, при организации внеурочной работы с учащимися по предмету, в том числе их подготовка к участию в движении «Word Skills», где рассматриваются самые различные темы практического характера, происходит осознание ребенком своей причастности к многообразному миру профессий, закладывается фундамент профессионального становления.

Знакомство учащихся с разделом «Основы выбора профессии» помогают учащимся осознанно определить интересный для себя вектор развития из профессиональных направлений: «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «Человек-общество».

Таким образом, в основе правильного, самостоятельного и осознанного выбора ребенком дальнейшего профессионального пути первостепенную роль играет взаимно заинтересованная совместная деятельность учителя, обучающихся и их родителей.