На современном рынке труда конкурентоспособность человека практически всегда зависит от его умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям труда. Именно поэтому в современном образовании появляется идея компетентностного подхода.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся;
- на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
- подготовить учащихся к сознательному и ответственному обучению;
- облегчить труд преподавателя за счет постепенного повышения самостоятельности учащихся при обучении;
- разгрузить школьников не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
Развитие компетентности – процесс, который постоянно развивается в течение всей жизни человека. Внутри компетентностного подхода можно выделить два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность рассматривается как готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование ключевых компетенций1.
______________
1 Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья)
По классификации ученого А.В.Хуторского выделяются следующие виды ключевых компетенций: информационная, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенции личностного самосовершенствования2.
______________
2 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2002.
Компетентностный подход в общем образовании предполагает не только усвоение школьником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Очень важную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учеников.
Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, уметь анализировать; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам учитель, разработав задачи следующих видов:
- задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
- задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
- задачи на поиск оптимизационного решения.
Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать следующие формы работы:
- работа с видео и звуком;
- работа с программами – переводчиками;
- создание коллективных работ: презентаций, сайтов;
- деловые игры, творческие конкурсы, КВН.
Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с учащимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций1.
Компетентностный подход ориентируется на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт учащихся:
- полученный, прежде всего, в житейских и учебных ситуациях, в последствии актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный в ходе проектной деятельности, ролевых игр.
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:
- обращение к прошлому опыту учащихся;
- открытое обсуждение и обобщение новых знаний;
- решение проблемных задач и проблемных ситуаций,
- игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой КВН;
- проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.
Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования ключевых компетенций в инновационной образовательной деятельности. К таким методам можно отнести:
- метод анализа проблемных ситуаций;
- технологию с применением метода проектов;
- треннинговую технологию;
- рефлексивную технологию.
Чтобы успешно реализовывать компетентностный подход педагог должен уметь:
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы;
- ориентироваться в ситуации на рынке труда;
- проявлять уважение к ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
- закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
- планировать занятие с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися;
- создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
- оценивать достижения школьников не только отметкой, но и содержательной характеристикой3.
______________
3 Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. №7.
Чтобы достигнуть реализуемый учителем подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться ошибок:
- по привычке считать себя и свой предмет главным и единственным источником знаний для школьников;
- передавать обучающимся свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
- представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
- бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями4.
______________
4 Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья)
Таким образом, компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями и задачами. Данный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение школьника в активную, осознанную деятельность, на развитие ключевых компетенций и развитие личностного потенциала, формирование самооценки, самоконтроля учеников и рефлексии педагога.
Учащиеся нашей школы принимают участие в областных олимпиадах, конкурсах. Ежегодно участвуют в Интернет-тестировании по учебным дисциплинам. Результаты тестирования показывают достаточно высокий уровень овладения учебными дисциплинами.
Библиографический список
- Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. -2003. -№5. - С.34-42.
- Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №1. -С.16-20.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. - 2004. - №5. -С.3 -12.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”
- Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. №7.