Процесс профессионального воспитания личности начинается с момента выбора профессии и длится в течение обучения в учебном профессиональном учреждении и всей профессиональной жизни.
В ходе этого процесса выявляются важнейшие проблемы взаимоотношений человек - профессия. Несомненно, профессия влияет на личность, изменяет ее в ходе профессионального становления, развития личности.
Назначение педагогического коллектива ввести будущих специалистов в мир культуры, сделать их профессионально подготовленными и грамотными людьми, способствовать социализации и самореализации личности, удовлетворить потребности общества в специалистах.
Никакое учебное заведение не в состоянии научить своего выпускника всему и на все случаи жизни. Но оно может и обязано вооружить его методам и опытом научного познания, чтобы выпускники с наименьшими затратами дополнительного труда и времени, могли усваивать новую информацию, пополнить профессиональные знания и расширить свой теоретический кругозор.
В процессе обучения будущего профессионала необходимо использовать различные методы, и формы педагогического воздействия и изучать их влияние на профессиональное становление личности, её развитие и готовность к профессиональному действию и саморазвитию.
Преподавателям приходится отвечать на очень важные вопросы: как разработать технологию преподавания на уровне современного развития науки и техники, как усилить профессиональную направленность и ориентацию содержания образования при подготовке специалистов, как обеспечить профессиональное воспитание, формирование профессиональной культуры.
Важной задачей профессионального воспитания является формирование у будущих специалистов профессионально важных личностных качеств, таких как: общая и профессиональная компетентность, осознанная мотивация: потребность освоения выбранной профессии овладение учебно-интеллектуальными основами профессии, ответственность за результат труда, творческий поиск, коммуникативные умения.
Найти подход к личности обучаемого с учетом особенностей его развития, исходя из интересов и потребностей самих обучаемых, помогать каждому студенту развивать свои способности и строить свою образовательную траекторию помогает личностно-ориентированное образование. Долгое время взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат преподавателю, задерживало формирование активной позиции студента в учебном процессе.
В такой теме обучения студент остается в позиции «получателя» знаний, хотя приоритетным началом должна быть его активная позиция на всех этапах обучения.
Личностно-ориентированное образование (ЛОО) ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого (школьника, студента). Своеобразие целей (ЛОО) заключается в ориентации на свойства личности, формировании и развития в соответствии с природными особенностями.
Осуществление (ЛОО), в частности, предполагает:
- признание способности учащегося к саморазвитию и его право на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей:
- приоритет внутри личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий
Задача такого обучения - обеспечить индивидуальную зону творческого развития и саморазвития учащегося, позволяющую ему создать собственную образовательную продукцию, опираясь на индивидуальные качества и способности, которые наиболее значимы для развития знаний.
В процессе (ЛОО) формируется неповторимый субъектный опыт эмоционально – ценностного отношения к усеваемым знаниям.
Именно, благодаря субъективному опыту можно осуществлять процесс познания, образования. Образовывает себя каждый человек сам, путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы. Поэтому одной из основных задач ЛОО становится не усвоение знаний, а их самостоятельное получение и целесообразное применение.
Превращение человека в субъекта, заинтересованного в саморазвитии обуславливает его становление как профессионала, способного к построению своей деятельности, к её изменению и развитию.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития.
Модель ЛОО опирается на сотрудничество, равенство, партнерство в субъект - субъектах отношениях педагога и обучаемого. При организации процесса обучения должна происходить «подстройка» педагога к конкретному студенту, ученику.
В основе выбора способов и приемов работы со студентами лежит их индивидуальный способ учения.
Одна из используемой нами стратегий при решении проблемы выбора - это контекстная стратегия, что включает индивидуальную систему знаний, существующую у каждого человека:
- каждый имеет представление о том . каких знаний ему не хватает,
- каждый знает, как эти знания применить.
Один из возможных способов реализации этого подхода - это включение в учебный процесс изучения дисциплин ситуаций выбора.
Например, можно использовать такой методический прием при изучении дисциплины «Современная оргтехника и организация делопроизводства», как работа с таблицами по темам: «Информационно-справочные документы», «Методы научного познания».
Студент отмечает в таблице (в отдельных графах) значками, что ему известно («+»), какая информация для него новая («'»), что хотелось бы ему узнать подробнее («V»), что необходимо, по его мнению, обсудить («?»). Ниже, как пример, приведен фрагмент концептуальной таблицы по теме: «Информационно-справочные документы».
Таблица 1
|
«+» |
«,» |
«V» |
«?» |
Назначение - информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия |
|
|
|
|
Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения |
|
|
|
|
Работа студентов с таким текстом позволяет преподавателю определить базовый уровень знаний по данной теме из области документационного обеспечения управления каждого студента. Анализ таблиц позволяет определить, какие имеются вопросы, что надо повторить и обсудить, чтобы эффективнее дать материал.
Студентам предлагается и такая работа с текстом для эффективного чтения и размышления - эта система маркировки текста «ИНСЕРТ». Студенты систематизируют информацию и делают пометки или располагают её в таблицу по ранжировке, как и при работе с концептуальной таблицей.
Такие приемы способствуют развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Личностно-ориентированное обучение требует учета индивидуальных интересов и способностей студентов. Каждый имеет разные пути восприятия и структурирования знаний, и ему требуются различные условия для этого. Эти пути и условия известны в дидактике как учебные стили.
Вид стиля | Краткая характеристика |
1. Конкретно-последовательный (КП) |
Аккуратность, деловые качества, |
2. Абстрактно-последовательный (АП) |
Логическое и аналитическое рассуждение, умение работать с письменными, устными и графическими символами |
3. Конкретно-разбросанный (КР) |
Экспериментатор, развитая интуиция, |
4. Абстрактно-разбросанный (АР) |
Развитые эмоции, коммуникабельность, богатое воображение, гибкое мышление |
Знание студентами своих стилей порождает здоровую адаптацию студента к преподавателям с различными стилями преподавания. Кроме того, одной из существенных причин непонимания и конфликтов между преподавателем и студентом именно несоответствие («несостыковка») учебного стиля студента и стиля преподавания индивидуально-дидактической системой (ИДС) педагога.
Знание ИДС преподавателя и учебных стилей студентов помогает провести самоанализ, более гибко и качественно проводить учебно-воспитательный процесс путем анализа возникших трудностей; происходит учет учебных стилей при выборе актива группы, выяснения причин конфликтов между студентами и преподавателем, в проблемных ситуациях помогает найти правильное решение студентам, руководителям и педагогам.
Реализация знаний учебных стилей (их внедрение) заключается в приспособлении содержания самостоятельных работ к учебному стилю студентов, путем разнообразия дидактических заданий, вариативности форм и видов самостоятельных работ; варьирование содержания обучения, смешивание стиля преподавания и стиля учения.
Примеры самостоятельных работ, предлагаемых с ориентацией на разные учебные стили, представлены в таблице.
Таблица 2
Учебный стиль |
Виды самостоятельной работы |
КП |
Изготовление дидактического материала для практически работ, разработка заданий с использованием компьютера. |
КР |
Разработка категорийных диктантов, поисковая работа, анализ важнейших составляющих делопроизводства |
АП |
Анализ и сбор информации, обзор журнала «Делопроизводство документооборот на предприятии» |
АР |
Написание кроссвордов, ребусов, творчески отчеты |
Безусловно, исследование оценки результативности внедрения метода работы с учебными стилями потребует много времени Но первые положительные результаты уже имеются, они проявляются в успешности усвоения знаний и его первого этапа - мотивационного: пробуждение желания у студентов учится, на основе уверенности в своих силах, возможностях и повышения самооценки.
Внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированного подхода к (учению способствует созданию атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества между участниками этого процесса студентами и преподавателями.
Для педагога этот подход позволяет:
- перейти от принципа одинаковости обучения всех к принципу индивидуализации обучения и продвижения каждого;
- использование разнообразных дифференцированных форм и методов обучения обеспечивают рациональное планирование и творчески осуществляемый процесс подготовки специалистов.
Для студентов обеспечивается:
- оптимальные условия для развития, формирования личностных качеств,
- знание себя, своих учебных стилей дает возможность им не только максимально эффективно организовывать свою деятельность, но и развиваться, совершенствоваться адекватно, реагировать на внутренние и внешние изменения.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение (Л00) делает учебно-познавательный процесс для студентов более эффективным, развивает их познавательный и профессиональный интерес, способствует гуманизации образования.