Характеристика занятия: нетрадиционное.
Образовательные области:
- Художественно-эстетическое (рисование),
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения).
- Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.
Развивающие:
- Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
- Развивать мышление, познавательный интерес.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций рыб, муляжи.
- Чтение В.Сутеев «Кот-рыболов»; И.Токмакова «Где спит рыбка»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Д/и Какие рыбы живут в этом водоёме», «Рыбалка».
- С/р игра «Рыболовы».
Материал:
- предметные картинки «Рыбы»;
- прозрачная емкость с водой;
- кусочек пластилина;
- пальчиковая игрушка «рыбка» по кол-ву детей;
- карта Московской области;
- фломастеры;
- демонстрационный материал по теме «Рыбы»;
- удочка с рыбкой;
- «рыбацкая сеть»;
- игрушка – кровать;
- символы «Запрещающие знаки в природе»;
- листы бумаги с изображением рыбок с заданием «Дорисуй, недостающие детали».
Ход занятия
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).
- Ловите, ловите. Каждый по одной.
2. Беседа по теме
Воспитатель: А кого это вы ребята поймали? (рыбу)
Воспитатель: А кто такие рыбы?
Воспитатель: Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)
Воспитатель: Давайте рассмотрим наших рыбок:
Какая форма тела? (овальная)
На что похоже? (на листик, торпеду, на пирожок).
- Тело обтекаемое, сжато с боков, заостренно спереди, сужается ближе к хвосту. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.
Чем покрыто тело рыбки? (чешуёй)
3. Экспериментирование по теме «РЫБЫ»
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.
4. Гимнастика для глаз
Как вы думаете, видят ли рыбки и чем?
А чем видим мы?
Давайте немного поиграем.
Гимнастика для глаз
(на указательном пальце надета игрушка «рыбка»)
Рыбка влево поплыла,
Рыбка вправо поплыла.
Рыбка поплыла вперёд,
А потом наоборот.
Быстро, быстро закружилась
И за камнем большим скрылась.
5. Знакомство с картой Московской области
Воспитатель: Где живут рыбки? (в воде).
В каких водоёмах они живут?
(в реке, озере, море, в пруду, в аквариумах).
- В реке - речные.
- В море – морские.
- В аквариумах – аквариумные.
Если они живут в воде, то чем они дышат? (жабрами)
Что помогает рыбкам при плавании? (плавники, хвост).
Чем питаются? (водорослями, другими рыбками).
- Предлагаю подойти к карте и вспомнить какая река протекает рядом с нашим селом?
Дети: Река Северка.
Воспитатель: Посмотрите, сейчас моя ладонь превратиться в рыбку и поплывет она по реке Северка.
- А вы, хотите вместе со мной поплыть?
Но прежде, чем поплывём.
Правило: Как рыбка говорит (беззвучно).
(на ладони нарисовано фломастером: нос, глаз и жаберная крышка)
6. Физминутка
- Раз, два, три – повернись и в рыбку превратись!
Правило: Как рыбка говорит (беззвучно)
Воспитатель: (артикуляционное упражнение) Давайте попробуем открыть и закрыть рот, как рыбка
Воспитатель: Вся группа – это река Северка.
Мы будем двигаться спиной и двигать расслабленными пальцами (хвостиками).
- Раз, два, три – вот вы и опять превратились в детей.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, на них вы видите изображение рыб, живущих в реке.
- Кто знает их название? (лещ, судак, щука и. т. д.)
- Чем отличаются рыбы друг от друга? (размером, окраской, формой, повадками).
7. Динамическая пауза
- Интересно, а спит ли рыбка ночью?
Вы хотите узнать?
Динамическая пауза
(воспитатель произносит слова и подводит детей к кровати, где спит «рыбка»)
Ночью темень,
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка
Что ты спишь!
Подойдём к ней и разбудим
И посмотрим, что же будет!
(воспитатель поднимает удочку с привязанной к ней рыбкой над головами детей; дети подпрыгивая достают её).
8. Игра «Подбери похожее словечко» (к слову «рыба»)
(рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).
Воспитатель: Верно. Зверей ловят охотники, а рыбу?
Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.
Воспитатель:Чем можно поймать рыбу?
Дети: Удочкой, сетью, неводом.
9. Релаксация «Рыбаки»
(дети на ковре)
- Вьются чайки на просторе
(машут руками)
- Рыбаки выходят в море.
Воспитатель: (раскладывает карточки с изображением рыбок на ковре)
- Опускают в море сети
(дети садятся на ковёр)
- Ловят рыбу в сети.
Дети: дети берут карточки и называют рыбку и место её обитания.
Воспитатель: Вода –это дом для рыбки. А в доме всегда должно быть чисто!
И вода в реке должна быть чистой.
Для чего?
(ответы детей).
10. Ситуативный разговор
Семья отдыхала у реки:
Папа наловил много рыбы и оставил её на берегу;
помыл машину;
Мама нарвала целую охапку цветов и большую её часть выбросила;
Сынок Паша выловил из воды много улиток и разбил их камнем;
Правильно ли поступили эти люди?
Почему этого делать нельзя?
Знакомы ли они с правилами поведения в природе?
Правила поведения в природе:
- Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы).
- Не разбрасывать мусор.
- Не обижать жителей воды и лесов.
- Не сливать нечистоты и отходы в водоёмы.
11. Сюрпризный момент
«Подарки не простые - с секретом».
Воспитатель вносит ведёрко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.
Надо дорисовать недостающие детали.
Дети: дорисовывают недостающие детали.
Воспитатель: Молодцы! Справились!
12. Итог занятия
Воспитатель: Принесите ко мне, свои рыбки мы ими полюбуемся и подарим их котику.
- Что мы с вами делали на занятии?
- Что дорисовали?
- Какие правила нужно соблюдать в природе?
- Что мы подарили котику?
- Вам понравилось занятие?
- Вы, ребята, молодцы, теперь пойдем играть.