Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Рыбка плавает в водице»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Характеристика занятия: нетрадиционное.

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое (рисование),
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения).
  • Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.

Развивающие:

  • Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций рыб, муляжи.
  • Чтение В.Сутеев «Кот-рыболов»; И.Токмакова «Где спит рыбка»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Д/и Какие рыбы живут в этом водоёме», «Рыбалка».
  • С/р игра «Рыболовы».

Материал:

  • предметные картинки «Рыбы»;
  • прозрачная емкость с водой;
  • кусочек пластилина;
  • пальчиковая игрушка «рыбка» по кол-ву детей;
  • карта Московской области;
  • фломастеры;
  • демонстрационный материал по теме «Рыбы»;
  • удочка с рыбкой;
  • «рыбацкая сеть»;
  • игрушка – кровать;
  • символы «Запрещающие знаки в природе»;
  • листы бумаги с изображением рыбок с заданием «Дорисуй, недостающие детали».

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

- Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

Воспитатель: А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

Воспитатель: А кто такие рыбы?

Воспитатель: Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

Воспитатель: Давайте рассмотрим наших рыбок:

Какая форма тела? (овальная)

На что похоже? (на листик, торпеду, на пирожок).

- Тело обтекаемое, сжато с боков, заостренно спереди, сужается ближе к хвосту. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Чем покрыто тело рыбки? (чешуёй)

3. Экспериментирование по теме «РЫБЫ»

Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.

4. Гимнастика для глаз

Как вы думаете, видят ли рыбки и чем?

А чем видим мы?

Давайте немного поиграем.

Гимнастика для глаз

(на указательном пальце надета игрушка «рыбка»)

Рыбка влево поплыла,
Рыбка вправо поплыла.
Рыбка поплыла вперёд,
А потом наоборот.
Быстро, быстро закружилась
И за камнем большим скрылась.

5. Знакомство с картой Московской области

Воспитатель: Где живут рыбки? (в воде).

В каких водоёмах они живут?

(в реке, озере, море, в пруду, в аквариумах).

  • В реке - речные.
  • В море – морские.
  • В аквариумах – аквариумные.

Если они живут в воде, то чем они дышат? (жабрами)

Что помогает рыбкам при плавании? (плавники, хвост).

Чем питаются? (водорослями, другими рыбками).

- Предлагаю подойти к карте и вспомнить какая река протекает рядом с нашим селом?

Дети: Река Северка.

Воспитатель: Посмотрите, сейчас моя ладонь превратиться в рыбку и поплывет она по реке Северка.

- А вы, хотите вместе со мной поплыть?

Но прежде, чем поплывём.

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно).

(на ладони нарисовано фломастером: нос, глаз и жаберная крышка)

6. Физминутка

- Раз, два, три – повернись и в рыбку превратись!

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно)

Воспитатель: (артикуляционное упражнение) Давайте попробуем открыть и закрыть рот, как рыбка

Воспитатель: Вся группа – это река Северка.

Мы будем двигаться спиной и двигать расслабленными пальцами (хвостиками).

- Раз, два, три – вот вы и опять превратились в детей.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, на них вы видите изображение рыб, живущих в реке.

- Кто знает их название? (лещ, судак, щука и. т. д.)

- Чем отличаются рыбы друг от друга? (размером, окраской, формой, повадками).

7. Динамическая пауза

- Интересно, а спит ли рыбка ночью?

Вы хотите узнать?

Динамическая пауза

(воспитатель произносит слова и подводит детей к кровати, где спит «рыбка»)

Ночью темень,
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка
Что ты спишь!
Подойдём к ней и разбудим
И посмотрим, что же будет!

(воспитатель поднимает удочку с привязанной к ней рыбкой над головами детей; дети подпрыгивая достают её).

8. Игра «Подбери похожее словечко» (к слову «рыба»)

(рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).

Воспитатель: Верно. Зверей ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель:Чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

9. Релаксация «Рыбаки»

(дети на ковре)

- Вьются чайки на просторе

(машут руками)

- Рыбаки выходят в море.

Воспитатель: (раскладывает карточки с изображением рыбок на ковре)

- Опускают в море сети

(дети садятся на ковёр)

- Ловят рыбу в сети.

Дети: дети берут карточки и называют рыбку и место её обитания.

Воспитатель: Вода –это дом для рыбки. А в доме всегда должно быть чисто!

И вода в реке должна быть чистой.

Для чего?

(ответы детей).

10. Ситуативный разговор

Семья отдыхала у реки:

Папа наловил много рыбы и оставил её на берегу;

помыл машину;

Мама нарвала целую охапку цветов и большую её часть выбросила;

Сынок Паша выловил из воды много улиток и разбил их камнем;

Правильно ли поступили эти люди?

Почему этого делать нельзя?

Знакомы ли они с правилами поведения в природе?

Правила поведения в природе:

  • Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы).
  • Не разбрасывать мусор.
  • Не обижать жителей воды и лесов.
  • Не сливать нечистоты и отходы в водоёмы.

11. Сюрпризный момент

«Подарки не простые - с секретом».

Воспитатель вносит ведёрко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.

Надо дорисовать недостающие детали.

Дети: дорисовывают недостающие детали.

Воспитатель: Молодцы! Справились!

12. Итог занятия

Воспитатель: Принесите ко мне, свои рыбки мы ими полюбуемся и подарим их котику.

  • Что мы с вами делали на занятии?
  • Что дорисовали?
  • Какие правила нужно соблюдать в природе?
  • Что мы подарили котику?
  • Вам понравилось занятие?

- Вы, ребята, молодцы, теперь пойдем играть.