Методическая разработка урока математики предназначена для обучающихся 9 классов. Урок разработан с учетом системно деятельностного подхода. На уроке проводится профориентационная работа с обучающимися, через изучение деятельности сотрудников полиции.
Цель: закрепление знаний и умений в решении нестрогих неравенств через парную, индивидуальную работу обучающихся; развитие творческого воображения, логического мышления, умение применять полученную информацию в нестандартных ситуациях.
Задачи:
Предметные:
- Закрепить знания обучающихся о способах решения линейных и квадратных неравенствах, использование их в практической деятельности человека в современном мире;
- Расширить представление обучающихся о связи математики с которыми сталкиваются сотрудники ДПС посредством решения задач прикладного характера;
- Обобщить умение рассчитывать по формуле, находить нужную величину.
Метапредметные:
- Действовать по алгоритму, находить необходимую информацию для решения проблем;
- Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- Умение сопоставлять полученный результат с условиями задачи.
Личностные:
- Ответственное отношение к обучению, к грамотному изложению своей точки зрения в устной и письменной речи;
- Умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками, умение доказывать, принимать чужую точку зрения;
- Осуществлять самоконтроль.
Тип урока: нестандартный урок.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация «Нестрогие неравенства и строгие сотрудники ДПС», схема-карта движения по городу Чита, модели автомобилей.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
Организационно-мотивационный этап |
||||||||||||||
Орг. момент |
приветствие |
Доклад мл.командира взвода |
||||||||||||
Мотивационный этап
Вовлечение в учебную задачу |
На экране демонстрируются две диаграммы: Посмотрите, пожалуйста, на экран и проанализируйте информацию, которую вы увидели в диаграммах. |
Обучающиеся анализируют диаграмму Отвечают
Формулируют тему и цель урока |
||||||||||||
Содержательно-операциональный этап |
||||||||||||||
Первая учебная ситуация |
Перед тем как нам тронуться в путь, я вам предлагаю решить неравенство и в ответ указать наименьшее целое решение неравенства. Почему разрешаемая скорость движения в городе ограничивают до 60 км/ч?? Обсудите в группах и сформулируйте свой ответ. N = DV – формула, по которой строится график и делается вывод, к этой формуле мы с вами подробнее вернемся в 11 классе, когда будем изучать производную. Максимальная интенсивность достигается при скорости примерно 50–60 км/ч. |
Визуализируют картину движения, по карте моделью автомобиля
Обсуждают, предполагают
Выводим решение, делают выводы, фиксируют в тетрадь. |
||||||||||||
Вторая учебная ситуация |
Приближаемся к мосту, на улице Ковыльная - внимание! , где S - длина тормозного пути в метрах, 40v+v2-4000≤0; v2 +40v-4000≤0; D=1600-4*(-4000)=17600 V1=(–40 + 133) / 2 = 46.5 V2, отрицательное, соответственно не удовлетворяет условию. Вывод: автомобиль не успеет сбросить скорость, соответственно он нарушит ПДД. |
По условию задачи составляют неравенство
Решают его в паре, обсуждают, выносим решение на доску. |
||||||||||||
Третья учебная ситуация |
ДТП произошло около пешеходного перехода в районе торгового центра «Арена» и заключалось в том, что на одну из двух женщин-пешеходов, был совершен наезд транспортным средством на расстоянии 5 метров от начала пешеходного перехода. V=29 км/ч. Вывод: со скоростью, с которой начал тормозить водитель тормозной путь должен был быть не меньше 21 метра, либо скорость должна была быть не более 30 км/час. Соответственно водитель нарушил правила дорожного движения. Хотя стоит предположить, что женщина-пешеход вышла на пешеходный переход не на «зеленый сигнал» светофора. Считая, что сигнал с «желтого» на «зеленый» переключается за 2 секунды, и она успела пройти еще 5 метров. Соответственно время ее совпало со временем водителя. |
Составляют неравенство, решают его, приходят к выводу. |
||||||||||||
Четвертая учебная ситуация |
С какой минимальной скоростью должен ехать автомобиль по осевой линии на расстоянии 155 метров, чтобы объехать неисправный грузовой автомобиль, если время возвращения на свою полосу движения должно быть не более 15 секунд? |
Составляют решение линейного неравенства. |
||||||||||||
Пятая учебная ситуация |
Проверочная работа Решить 5 неравенств ответы занести на доску в таблицу. 5(-9+х)<4. Ответ: (-∞;9,8). В ответ укажите наибольшее целое решение неравенства. -2+2х≥30+4х. Ответ: (-∞;16]. В ответ укажите наибольшее целое решение неравенства. 5х+69≥100+4х. Ответ (31; +∞). В ответ укажите наименьшее целое решение неравенства. 100-6х≤163-7х Ответ: (-∞; 63]. В ответ укажите наибольшее целое решение неравенства.
|
Индивидуальная самостоятельная работа Ответы заносят в таблицу |
||||||||||||
Рефлексия |
Путешествие по нашему замечательному городу заканчивается. Д.з. |
Анализируют деятельность на уроке. |