Особенная любовь к особенным детям

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Инклюзивное образование, Профессия — педагог

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: дружба, ОВЗ, инклюзия, любовь, инклюзивное образование, любовь и милосердие, аутизм


«Ребёнок становится счастливым,
как только ощущает к себе
искреннюю и бескорыстную любовь».
Ш.А.Амонашвили

Современный учитель... Безусловно, ему мало сейчас только знать свой предмет, знать способы взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, знать психологию, внутренний мир ученика. Непременно нужно нечто такое, что сделало бы процесс взаимодействия ученика и учителя особо результативным, содержательным, ярким событием каждодневной школьной жизни. И этим нечто, по утверждению классиков гуманной педагогики, конечно, является любовь. Любовь учителя к ребенку. Без неё процесс воспитания и образования приобретает ложный характер.

Современный школьный учитель достаточно легко осваивает методику преподавания, применяет успешно формы и методы работы, использует новые технологии. Но самым сложным для учителя всё ещё остается понять: как любить детей. Безусловно, помочь нам, молодым педагогам постичь тайны успешного общения учителя и ученика, сделать это общение незабываемым призваны учителя, реализующие идеи и принципы Гуманной педагогики, которая провозглашает Любовь как основу успешного взаимодействия Ребёнка и взрослого. Именно знакомство с прекрасными трудами Януша Корчака «Как любить ребёнка» и великого Василия Сухомлинского «Как любить детей» позволили и позволяют лично мне переосмысливать многое в жизни и заниматься самоанализом.

По словам основоположника современной Гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, Гуманная педагогика – это живая, духовная педагогика. Она принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона.

С основными идеями Гуманной педагогики я познакомилась ещё в детстве, когда вместе с мамой, неоднократно бывая на Педагогических чтениях в г.Москве. встречалась с теми необыкновенными учителями, которые так необыкновенно любили ребёнка и всех детей сразу, работая во многих точках нашей необъятной страны. Мне так хотелось в то время, чтобы в каждой точке земного шара в каждой школе работали именно такие учителя! С замиранием в сердце слушала великого Ш.А.Амонашвили, который провозглашал, что:

Личность воспитывается Личностью,
Доброта воспитывается Добротой,
Любовь воспитывается Любовью.

Именно эти слова стали девизом моей жизни, а настольной книгой для меня стал великий труд учителя «Педагогическая симфония», откуда я теперь из года в год черпаю советы мудрости. Особо ценным для меня является то, что получила я данную книгу из рук автора, нашего учителя. В своей работе использую идеи и принципы Гуманной педагогики, учусь понимать, принимать ребенка как особое явление в этой жизни, любить его.

Современные дети - это особенные дети. Они отличаются особой активностью, непосредственностью, пытливостью, искренней любовью, смелостью в высказываниях, совсем не терпят фальши, бурно реагируют на несправедливость. Признаюсь, я представляла их такими, своих первых учеников и полюбила их сразу, всех до одного таких разных, но единых в одном, в умении любить друг друга и дарить доброту другому. Мои представления об учениках оправдались, но я не могла и предположить, что среди всех моих ребят окажется такой ребёнок, который потребует наибольшей особенной любви и заботы. В общении с таким ребёнком мне пришлось постигать ступени мудрости, совершенства, становления себя как учителя.

Этот особенный ребёнок по-особенному видит и воспринимает мир, его содержание. Он избирателен в общении, но очень привязан к тем, кого избрал для общения. Чувства его настолько искренние, что их никогда не назовёшь поддельными. Это ребёнок с РАС (расстройствами аутистического спектра). Сложность ситуации заключалась в том, хотя с каждым годом подобных детей появляется всё больше, что никаких конкретных методических рекомендаций со стороны психологов, педагогов, медиков по работе с данными детьми тогда ещё не было. Приходилось самостоятельно при поддержке родителей и администрации школы изучать психологические особенности данного ребёнка, возможности усвоения программного материала, особенности общения в детском коллективе. С этой целью мной и психологом школы были посещены обучающие семинары в г. Москве, семинары ГАОУ ДПО ИРР ПО. Теперь я уже являюсь членом Всероссийской Ассоциации специалистов по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Безусловно, данные мероприятия оказали положительное воздействие на выстраивание моих отношений в классном коллективе и при встречах с ребёнком. Но основную роль сыграло то зарождающее чувство теплоты, заботы, неподдельной искренней ЛЮБВИ к особенному ребёнку с моей стороны и со стороны его одноклассников.

На первых порах становления нашего классного коллектива, на занятиях и классных часах мне было необходимо знакомить ребят с особенностями таких необычных людей, принимать ребенка таким, какой он есть, соглашаться с его природой, любить его. Я убеждала детей, что если мальчик находится с нами, значит, есть в нас есть великая сила, которая способна помочь ему!

Действительно, наша любовь творила чудеса! Несмотря на ценность индивидуальных уроков и встреч, движущей силой была и остаётся детская любовь. На творческих коллективных занятиях, занятиях внеурочной деятельности, классных мероприятиях, на уроках духовности и Доброты, мы раскрыли особенности нашего мальчика. Оказывается, он хорошо играет на гитаре и фортепиано, любит петь и классно танцует вальс! По собственным моим наблюдениям и по словам мамы ребёнка, обрести спокойствие, ощутить себя в комфортной зоне помогла ему великая сила нашей любви!

Вместе с нашим особенным учеником взрослели и развивались мы, педагоги, процесс профессионального становления прошла и наша психологическая служба в ОУ, совершенствовался в этом направлении весь педагогический коллектив.

Сейчас мой необыкновенный ученик обучается со своими сверстниками в 6 классе. Если в период обучения в начальной школе преобладали индивидуальные занятия, а коллективными были лишь творческие и уроки второго плана, то на данный момент в основной школе он уже посещает уроки пусть с тьютором, но в обычном режиме. Пусть мы на расстоянии. Но наша связь не потеряна. Я знаю, что связана крепкими ниточками любви и дружбы с моим первыми учениками, с моим первым необыкновенным учеником.

Мне очень приятно и радостно, что рядом с моими солнечными детьми находится сейчас их мудрый наставник, классный руководитель, который как и я полюбил их той особенной любовью, которая поможет нам защищать всех детей

  • от бездуховности,
  • от растлевающего влияния средств массовой информации,
  • от пошлых чувств и мыслей,
  • от дурных зрелищ и дурной музыки,
  • от всего того, что может искалечить душу ребёнка.

Как сказал великий Ш.А.Амонашвили, «Педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным».