Занятие по внеурочной деятельности по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, глагол


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • развивать речь, память, внимание, мышление.

Технологии: информационные технологии, игровые технологии (игровые ситуации).

Ход занятия

Учитель: Итак. Вы помните грамматическую сказку «Как Морфология порядок навела», где с её помощью тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматических и синтаксических функций, объединились под своими знаменами, а именно: под знамя «Имя существительное», под знаменем «Имя прилагательное».

Мы продолжаем путешествовать по стране под названием «Речь». Я прочитаю небольшое стихотворение, а вы определите, о какой части речи пойдет сегодня разговор.

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Г.Граубин

- Да, это глагол!

- Расскажите. Что вы знаете о глаголе.

- Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. Но как ему согласовываться с именами существительным, числительным, местоимением, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклонения. Ни вида? Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласовываться. Эти части речи охотно делятся с глаголом своими формами. Ведь он такой интересный в общении.

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значит. А все возможные формы, которые образуют наши глаголы, и перечислить почти невозможно.

Глагол – это самая живая часть речи.

1. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

- На какие две группы можно разделить глаголы?

Несовершенного вида

Совершенного вида

Что делать?

Что сделать?

Что буду делать?

 

- Приведите примеры глаголов.

петь

сбежать

прятать

унести

бежать

сберечь

2. Глаголы изменяются по временам

Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло»
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
пойдем мы в кино».

  • Прошедшее время - было, происходило, произошло.
  • Настоящее время – есть, происходит.
  • Будущее время – будет, произойдет, будет происходить.

3. Дидактическая игра

Учитель: Кончив объяснять спряжение глаголов, учитель вызвал ученика:

- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, вы умываетесь, они умываются», какое это время?

Мальчик долго думал, потом ответил:

- утро!

Задание: Помогите ученику найти правильный ответ.

4. Глагол изменяется по числам

- Определите число у глаголов. (Дети встают, если глагол множественного числа)

Жаворонки звенят, дятел будет кричать, комар пищит, куры кудахтали, змеи шипели, соловей запел, сороки трещат.

5. Глагол изменяется по лицам (настоящее, будущее, прошедшее), родам

- Приведите примеры глаголов.

6. Синтаксическая роль

- Каким членом предложения является глагол?

- Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? Что с ним происходит?

ВЫВОД: глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, отвечает на вопросы что делать7 что сделать?; изменяется по временам и числам, по лицам, по родам, в предложении – сказуемое.

7. Правописание глаголов

- Какие орфограммы в глаголах вы знаете? (в глаголах 2 лица единственного числа после шипящих пишется Ь)

- Ь сохраняется перед СЯ.

- Давайте попробуем поработать с текстом и потренируемся писать глаголы ( тся, ться ). Карточка с заданием.

Кто умеет веселиТЬСЯ, тот и горя не боиТСЯ. Не ошибаЕТСЯ тот, кто ничего не делает. Кто любит трудиТЬСЯ, тому без дела не сидиТСЯ. Правда в огне не горИТ и в воде не тонЕТ. Без букв и грамматики не учаТСЯ математике.

8. Грамматическая сказка

Сила любви

Гордую и упрямую частицу Не  полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он. Но и сама частица Не жить друг без друга не могут.

- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом?

Весёлые рифмы.

- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придёшь?
- Нет, не приду1
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдёшь?
- Нет, не найду!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!

- Какое важное правило есть в этом стихотворении?

- НЕ с глаголами пишется раздельно!

9. Спряжение глаголов

- Что такое спряжение глаголов? (изменение глаголов по лицам и числам)

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

- Что вы знаете про особенные глаголы?

- Назовите их.

Как начнёшь меня ты гнать
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты мог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто нанавидеть!
(и ещё глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

- Определите спряжение глаголов в тексте:

Карточка

В траве стрекочут кузнечики, хлопочут в цветах пчёлы. Зиму всю рябина смотрит сны, и во сне красавица лесная мой рассказ забудет до весны. Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую дымку. В историческом музее вы увидите и услышите много интересного. По высоким горам стелются пучки жёлтого пушистого ковыля.

10. Подумаем?

- Определите, к какой части речи относятся одинаковые слова.

На то и печь. Чтобы в ней пироги печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Стою на нашем берегу. Покой границы берегу.

В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал:
«Не плач!»

11. Дидактическая игра

- Угадайте, какое слово я загадала.

В нём приставка, как в слове подруга, корень, как в слове игрушка, суффиксы. Как в слове читал. Что за слово? (поиграл)

- Что вы можете сказать о слове поиграл, как о глаголе? (вопрос, время, число)

12. Говорите правильно!

НЕЛЬЗЯ говорить

НАДО

вылазь

класть

ездию

езжу

лягет

ляжет

ляжу

лягу

нагинаться

нагибаться

хочем

хотим

13. Творческая работа

А) Замените выделенные слова синонимами – глаголами с не.

Я отсутствовал на заседании кружка. (не был)

Дождь шёл всю ночь. (не переставал)

Б) Заменить глаголы антонимами с безударным окончанием.

Сильно любит – ненавидит.

Смеётся – плачет.

Теряет – находит.

14. Подведение итога занятия (смайлики)