Добрый день, уважаемые коллеги! Мы вместе с Вами каждый день отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде и соответствовать требованиям современного общества. Каким должен быть современный учитель?
Современный учитель, безусловно, - Учитель на сто баллов, человек, перед которым стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Это - профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний в образовательном процессе, центром которого является УЧЕНИК.
Предложив для обсуждения на личном сайте вопрос: «Каким должен быть современный педагог?»
Я получила следующие варианты личностных и профессиональных компетенций современного педагога
Быть в курсе всех нововведений | 35 |
7% |
Общительным |
49 |
11% |
Хорошо знать свой предмет |
48 |
10% |
Требовательным |
25 |
5% |
Уметь доходчиво излагать материал |
56 |
12% |
Справедливым |
35 |
7% |
Иметь чувство юмора |
57 |
12% |
Быть толерантным и вежливым |
29 |
6% |
Стремится к самосовершенствованию и самообразованию |
27 |
6% |
Иметь приятный внешний вид и обладать чувством стиля |
35 |
7% |
Уметь заинтересовать ученика в предмете |
73 |
16% |
Всего ответов: |
447 |
На мой взгляд, исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности современного учителя:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская деятельность;
- освоение новых педагогических технологий;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Трансляция собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ и др.
Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности. Вообще, процессы самообразования и саморазвития обусловлены биологически и связаны с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Только такой учитель может быть на сто баллов!
Лихачев Дмитрий Сергеевич считал, что «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Министерство образования и науки РФ вынесло на суд общественности проект профессионального стандарта педагога. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь "вместе с учениками использовать иноязычные источники информации". Кроме того, все педагоги должны уметь работать с разными категориями учеников - с одаренными детьми, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми. Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.
Как сказано в официальном сообщении Минобрнауки, разработка стандарта один из самых важных и значимых проектов министерства.
Профессиональный стандарт педагога, который должен придти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Несмотря на противоречивые чувства и не совсем положительные первые эмоции, я прочитала документ очень внимательно, поскольку прекрасно понимаю, что если данный стандарт принят, то в системе образования должны произойти кардинальные изменения.
И это уже заложено в тексте нового документа: «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации».
Как должна измениться система подготовки учителей?
Мое личное мнение нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или крупные специалисты в своем предмете. В первую очередь – надо больше «живой» практики.
Читая дальше стандарт: вроде ничего нового: «учитель должен уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность, владеть формами и методами воспитательной работы…» Даже то, что он должен «владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций», смущает не особенно – в конце концов, можно вывести класс на прогулку по городу. Смотря, что понимать под походом и экспедицией. И идея стандарта, перейти от учителя, который только передает знания, к учителю, который должен постоянно демонстрировать своим ученикам, умение учиться мне нравится.
Но почему умениям учителя в части «Обучение» отведено всего 7 пунктов, а в части «Воспитательная работа» – целых 18?
Р.S.: О чем говорят учителя за столом? Какой бы разговор ни начинался, он, как правило, сводится к Иванову, Петрову, Сидорову. У одного - проблемы с английским, у другого конфликт с одноклассниками, третьего родители совсем забросили и т.д. и т.п. Совершенно искренне переживают за своих учеников. Как бы там ни было - большинство оставшихся сегодня в школе - это люди с уникальной формулой крови.
Успехов вам, дорогие коллеги, творчества и долголетия в профессии!