Способы мотивации учеников, формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся при дистанционном обучении

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, дистанционное обучение


Основной задачей настоящих методических материалов является оказание консультационной помощи педагогам при организации и проведении процесса дистанционного обучения в части мотивационной поддержки обучающихся и их законных представителей. Для максимальной эффективности все материалы представлены в форме ответов на наиболее часто возникающие вопросы преподавателей.

Чем опасна низкая мотивация?

Дети с разной скоростью адаптируются к новым условиям, по-разному реагируют на возможную угрозу безопасности жизни и здоровью и плохо справляются с сокращением объема общения. А отсутствие социальных контактов (особенно в подростковом возрасте) это одна из основных проблем дистанционного образования. Дети не видят перед собой успешных примеров для подражания, лишены привычного уровня взаимодействия в процессе обучения. Также важной проблемой является низкий уровень самоорганизации. Нерешенные учебные вопросы у детей с плохим самоконтролем и навыками планирования накапливаются и нивелируют возможность общего самоуправления ситуацией, что впоследствии приводит к апатии и снижению мотивации, а главное, к ухудшению образовательных результатов. То есть пробелы в знаниях на дистанте более вероятны, чем при очном обучении. Можно сколь угодно пытаться делать сложные надстройки, но при отсутствии устойчивых базовых знаний, они не имеют смысла. Ребенок не в принципе «плохо учится на дистанте», а имеет вполне конкретный и индивидуальный список пробелов. Необходимо найти отправную точку возникновения проблем каждого ученика, испытывающего трудности в освоении материала, и вместе с ним шаг за шагом начать их решать, распутывая, как клубок.

Почему дети иногда скучают на дистанционном уроке?

Ограниченные технические условия и возможности дистанционного обучения иногда приводят к тому, что учебные действия при освоении материала быстро становятся автоматическими, монотонно повторяющимися, а, следовательно, с детской точки зрения, скучными и однообразными. Несмотря на жесткие временные рамки дистанционного урока, необходимы альтернативные способы формирования учебных навыков. Не нужно бояться диспутов, решения прикладных и практических задач и тестов, тематических игр и шуточных головоломок, обсуждения прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, изученных интернет-ресурсов. Основной задачей педагога при смене видов деятельности будет недопущение превращения учебной дискуссии в пустое времяпрепровождение, так как все альтернативы должны быть направлены на достижение целей и задач урока. Необходимо как можно чаще менять форму проведения уроков и выполнения домашних заданий.

Почему дети отказываются работать на дистанте?

1. Разрушение алгоритмов работы. За годы обучения в школе ребенок привыкает к определенным алгоритмам взаимодействия как со сверстниками, так и с педагогами. Уход старых правил взаимодействия и отсутствие новых, понятных для восприятия ребенка, это одна из причин, по которым учащийся может частично или полностью отказываться от предлагаемой ему работы. Учителю необходимо выяснить, до конца ли ученик понимает новую систему требований и коммуникаций, может ли в ней самостоятельно ориентироваться. Многим детям любую информацию необходимо донести несколько раз, по возможности меняя формулировки. Также стоит помнить, что ребенку на дистанте крайне сложно сверяться со средним темпом работы класса, так как он его не чувствует. Необходимо индивидуально подходить к заданиям, на выполнение которых требуется определенное время.

2. Неуспеваемость по одному или нескольким предметам. В обычной школьной жизни проблемы знаний учащихся достаточно быстро становятся известными учителю. На очном уроке профессиональному педагогу иногда достаточно просто понаблюдать за работой учащегося, чтобы понять, с какими проблемами в обучении тот сталкивается в настоящий момент. При проведении дистанционных занятий обратная связь с педагогом чаще всего затруднена или отодвинута по времени. Сиюминутный единичный пробел в понимании нового материала может в скором времени обратиться в неизученные темы и даже целые разделы. Поэтому при дистанционном обучении учителю важно не то, сколько материалов он транслировал учащимся за время урока, а то, сколько из этих материалов реально усвоено детьми. Задача учителя на дистанте не только сделать материал максимально доступным, но и достаточно интересным и наглядным. При этом помним, что рутина и скука снижают интерес к обучению и объемы воспринимаемых данных.

3. Отвлекающие внешние факторы. Дети обучаются из дома. А в каждом доме может существовать свой список проблем. Стесненные условия проживания, конфликтные ситуации в семье, наличие мешающих обучению младших сестер и братьев, недостаточно современная компьютерная техника, игровая зависимость – все это и многое другое может служить реальными причинами отказа от дистанта. Главное для учителя в этом случае – разобраться, какой именно внешний фактор мешает учащемуся. Стоит учитывать, что для лечения любой болезни требуется постановка диагноза. В нашем случае речь идет об определении первопричины отказа учащегося от работы. Современная школа обладает большим количеством ресурсов для помощи. Это и психолого-педагогическая служба, и социальные педагоги, и материально-техническая база. В любой момент к работе могут быть привлечены социальные органы, органы опеки и другие.

Как работать с детской мотивацией на дистанте?

1. Ответственные ученики. Эти дети добросовестно учатся на дистанте. Таких учащихся немного. С уровнем мотивации у них все в порядке. Им нужны и качественные знания, и их адекватная оценка со стороны преподавателя. Они не только активно посещают дистанционные уроки, но и читают учебники и дополнительную литературу, используют образовательные ресурсы сети Интернет. Важнейшей задачей педагога в работе с такими детьми является поддержание высокого интереса к процессу обучения. Нужно постоянно помнить, что самостоятельная мотивация для ребенка максимально сложна, так как он еще не вполне сознает себя самостоятельной личностью. Поэтому высокая ответственность ученика требует регулярного стимулирования со стороны педагога. Это и дополнительные творческие задания, и решение задач повышенной сложности, и сверхурочные консультации и профилактические беседы. Ребенок должен понимать, что он не отодвинут на второй план по принципу «у тебя и так все хорошо», а пользуется повышенным вниманием и одобрением со стороны учителя. Для подобных детей слишком малая нагрузка может являться фактором общей дестабилизации процесса развития.

2. Ученики с проблемами мотивации. Это основное количество учащихся. Они пытаются приспособиться к новым условиям обучения или даже отстраниться от дистанта в принципе. В школьном социуме многие из них имели очень неплохие или, как минимум, удовлетворительные результаты, видя своими глазами и успехи, и неудачи сверстников, постоянно сравнивая себя с ними и находясь в поиске своего места в обществе. Авторитет и постоянный контроль со стороны педагогов были серьезными факторами стимулирования и поддержки учащихся в любых ситуациях. Активная учебная и внеурочная жизнь учащихся при непосредственном участии педагогов внутри школы служила весомым залогом их умственного и личностного развития. Сейчас происходит снижение желания и стимула учиться, так как виртуальные уроки привели к ощущению виртуальности оценок и аттестации. Низкая успеваемость перестала быть устрашающим фактором. Учитель зачастую превращается в далекий интернет-ресурс. Мы наблюдаем постепенное угасание связи с реальностью. Поэтому часто учащиеся во время занятий выключают микрофоны и видеокамеры, лишь формально участвуя в процессе обучения или не участвуя вовсе. Поэтому мотивационные причины дистанционного обучения имеют свои особенности. Для начала необходимо вернуть ребенку дух соревновательности. Учащиеся должны сравнивать друг друга в совместных заданиях, испытывать чувство коллективного успеха. Таких заданий должно быть как можно больше. Также полезно уделять повышенное внимание качеству и объему обратной связи со стороны учителя. Доля личного общения между учеником и учителем по телефону или видеосвязи должна быть максимально возможной.

Как родитель может помочь в мотивации ребенка?

1. Отмена оборонительной стратегии поведения. Желание родителя защитить ребенка от любых внешних угроз естественно и вполне понятно. Особенно это желание обострено в период неопределенности пандемии. Есть родители, с пониманием относящиеся к временным неудобствам из-за введения дистанционного обучения, а есть много и таких, кто не желает всерьез относиться к дистанту и ждет возвращения процесса обучения в нормальное русло. Задача педагога сводится к тому, чтобы донести до родителя мысль, что школа в этой ситуации не является внешней угрозой для учащегося и не выступает карательным органом. Нужно дать понять, что даже в такой сложной ситуации процесс образования прерываться ни в коем случае не должен, и школа по-прежнему является местом, где молодому человеку можно делать ошибки, чтобы не допускать их во взрослой жизни. Учитель должен объяснить родителю, что они союзники, а не противники в деле обучения и воспитания ребенка, что они оба заинтересованы в его успехах. Нельзя противопоставлять позицию школы позиции родителя. Именно в таком ключе следует доносить любую, информацию до родителей.

2. Выяснение позиции и запросов родителя. Не всегда запросы родителей по отношению к ребенку или к школе совпадают с общепринятыми. К примеру, родители могут не заострять внимание учащегося на оценках или на важности изучения тех или иных предметов. То же самое может относиться и к вопросам воспитания ребенка: какие-то моменты родитель доносит до ребенка сам, а донесение других хочет переложить на школу. Именно понимание запросов родителя может помочь учителю выстроить индивидуальный процесс дистанционного обучения для ребенка. Жесткое навязывание идей, не разделяемых родителями, к положительному результату привести не может. Поэтому в основе любых контактов учителя с родителем лежат переговоры. Стоит помнить, что компромисс с родителем почти всегда означает компромисс с ребенком. К тому же у родителя в руках есть мощные способы мотивации, недоступные работникам школы. К примеру, материальная стимуляция (покупка гаджетов, сладостей, игр и т.д.).

3. Контроль процесса обучения. Как бы кому не хотелось иного, но в условиях дистанционного обучения именно родитель является единственным непосредственным источником очного внешнего контроля за учебной и внеучебной деятельностью ребенка. От уровня контактов учителя с родителем зависит, сможет ли в полной мере ребенок адаптироваться к новым условиям или нет. Нужно четко понимать, в каких вопросах родитель может наилучшим образом помочь своему ребенку. Иногда это совместное выполнение домашнего задания, а иногда – просто разговор по душам. Ни в коем случае не стоит поручать родителям какое-либо мероприятие, целей которого они не понимают или не принимают. Необходимо, чтобы родитель ощущал, что в это непростое время он не один. Ему всегда помогут специалисты школы. Но в то же самое время он должен понимать, что без обратной связи с его стороны школа не в состоянии полноценно отслеживать каждый шаг ребенка. От скорости реагирования родителя на ту или иную ситуацию напрямую зависит оперативность и эффективность предоставляемой со стороны образовательной организации помощи администрации, педагогов, классного руководителя, психологов и т.д.