Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы и приемы обучения

Разделы: Работа с дошкольниками


Ни для кого не секрет, что 21 век - это век новых тенденций, внедрений, обширных технологий и разработок. Система современного образования тоже не стоит на месте и «диктует» все новые требования в области образовательной деятельности, выстроенные строго в соответствии с ФГОС. Поэтому детский сад - это первая и не маловажная ступень образования. И успех дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовлен к школе.

У детей дошкольного возраста есть специфические возрастные особенности, такие как: неустойчивое внимание, преобладание зрительно-воображаемого мышления, повышенная физическая активность, желание играть, большой познавательный интерес, но рассеянное внимание.

Чтобы удержать внимание детей в образовательном процессе, необходимо организовать умственную деятельность так, что бы она была активна, а главное интересна. И в этом нам помогают нетрадиционные занятия.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, и большинство занятий включают ее как неотъемлемый компонент. Но как сделать ООД познавательным, запоминающимся, а главное интересным?

Данным вопросом задается каждый педагог, подготавливая материал конспекта. Наша задача, как воспитателей, сделать данный процесс насыщенным, заинтересовав каждого ребенка в работу. Именно для этого, в образовательный процесс мы включаем нетрадиционные приёмы и методы.

Стоит отметить, что в обучении дошкольников для развития умственных способностей помимо игр и овладения речи, как средства общения и обогащения активного словаря, существенное значение имеет освоение детьми математических представлений, которые так же активно влияют на познание детьми окружающего мира.

Понятие «математическое развитие дошкольников» относительно сложное и многогранное. В образовательной программе оно в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления.

Основной целью математического развития в дошкольном образовании является знакомство детей с азами математической культуры и привитием интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры («Концепция развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.)

Именно в этом возрасте закладывается базовая основа знаний, которая послужит прочным фундаментом для ребенка в школе.

Например, в своих трудах известные педагоги – психологи П.Я.Гальперин и Т.В.Тарунтаева говорили: «Формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях».

Многие считают, что значение математики в ДОУ - это овладение счетом и решение арифметических задач, но они сильно ошибаются. Так как математическое развитие - это тяжелый многоступенчатый процесс образовательной деятельности. Математика, как неотъемлемая часть, должна войти в жизнь дошкольников и стать еще одним способом знакомства с интересными явлениями окружающего мира, стимулирующей увидеть в этом окружающем мире отношения зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Сейчас в сфере образования тема формирование математических представлений у дошкольников через нетрадиционные методы и приемы работы является наиболее актуальной.

При разработке и реализации ООД нетрадиционных форм математической направленности необходимо учитывать психолого-педагогические принципы и возрастные особенности детей, на основе которых формируются основы культуры и познания дошкольников:

    активный деятельностный подход;
  • принцип интереса;
  • сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
  • единство релаксации и познания.

Чтобы заинтересовать детей образовательным процессом, педагоги проводят занятия в таких формах, как: игры - путешествия, задания, исследования, эксперименты, КВН, уроки ИКТ, квесты, математические сказки, игры – познания, математическое поле – чудес, занятия – соревнования, театрализованныезанятия, игры - аукционы, также довольно интересны для детей, путешествия по сказкам, где необходимо спасти главного героя, выполнив множество различных заданий.

В рамках своей работы по завершению процесса формирования математических представлений дошкольников я реализую в ООД такие методы и приемы, как: использование забавных проблемных ситуаций с использованием ИТК, мультимедийные презентации со звуком, графическая анимация, что делает каждое занятие нетрадиционным, ясным, насыщенным, уникальным, увлекательным, а главное - доступный для восприятия детьми.

Ведь внедрение вышеперечисленных приемов проведение математических занятий образовательной деятельности в целом, имеет расширенный спектр положительного влияния на развития детей: наблюдается активизация познавательной деятельности, повышается мотивация, совершенствуются навыки получения математических занятий.

Таким образом, выстроенная работа, расширит и дополнит традиционную программу по формированию счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что формирование математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных методов и приемов обучения важно, так как на практике доказана их актуальность при разработке и внедрении в OOД. Такого рода занятия стимулируют у дошкольника развитие самостоятельности, инициативности и любознательности.

О формировании этих качеств у воспитанников прописано в ФГОС ДО, которыми он должен овладеть к моменту завершения уровня ДО. А большим подспорьем в этом воспитателю служат именно нетрадиционные методы и приемы образовательной деятельности.

Через проведение нетрадиционных занятий педагогу удается вовлечь всех детей в работу и организовывать проверку выполнения любого задания через такую форму, как взаимоконтроль.

Также нетрадиционный подход, используемый во время ООД, имеет большой потенциал для развития речи воспитанников, такие занятия формируют способность детей к самостоятельной работе, а взаимные действия между ними можно увидеть и отработать в групповых заданиях.

Однако учтите, что злоупотреблять этим видом деятельности не стоит, так как занятия в этом формате полезны только в том случае, если они находят точное место среди обычных видов деятельности.

И только после анализа всего запланированного программными требованиями материала можно определить, какие математические темы следует преподать детям в нетрадиционной форме.

Список литературы

1. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

4. Воронина Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.пособие / Л.В.Воронина, Е.А.Утюмова; под общ. ред. Л.В.Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.

5. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.