Личностно-ориентированный подход к учащимся начальных классов как условие развития творческих способностей младших школьников

Разделы: Внеклассная работа

Класс: д/с


1. Актуальность и перспективность опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

В учебном процессе работаю по образовательной системе "Школа 2100", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. Для реализации данной учебной программы использую технологию личностно-ориентированного подхода к каждому ученику на уроках, а также на внеклассных и внеурочных занятиях.

2. Концептуальность опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

  • формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • повышение мотивации обучающихся к обучению;
  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3. Наличие теоретической базы опыта

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П.Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость - солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»

Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедилась, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С.Выготский, М.Р.Львов, Л.В.Занков, Т.В.Зеленкова, З.Н.Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством развития личности. С 2009 года я начала работать по образовательной системе «Школа 2100». Содержание материала позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А.И.Савенкова это:

  • Способность удивляться и видеть проблемы.
  • Любопытство и любознательность.
  • Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).
  • Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
  • Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
  • Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развитиятворческих способностей младших школьников.

5. Оптимальность и эффективность средств

В основе организации работы над развитием творческих способностей учащихся применяю деятельностные, групповые, игровые, проблемные, проектные формы и методыобучения. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает творческое мышление, внимание, память. Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают, должны предлагаться систематически, до 2-3 раз в неделю.

Ведущей идеей реализации личностно-ориентированных принципов является поисково-исследовательская, самостоятельная учебная деятельность, которая предполагает обучение методике исследования, вооружает технологией творческого подхода к исследованию различных проблем. Необходимость решать проблему развития творческойличности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. В основе метода проектов лежит умение ориентироваться в информационном пространстве. По предмету «Окружающий мир» предлагается детям исследовательские работы «Моя малая Родина», «Моя родословная», подбор материала по темам «Животные и растения моего края», обзоры по географическим местам. Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Автор учебника «Математика» Моро М.И. предлагает придумать примеры на новый вычислительный приём, составить задачу по выражению или по сюжету, нарисовать узоры или расшифровать название города, загадку с помощью вычислительных приемов. Творческие задания предлагаются дополнительно к основным заданиям и никогда не оцениваются плохой отметкой. Подобные задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, способствуют более глубокому и прочному усвоению ими знаний.

Особое место в учебном процессе отвожу сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы).

Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями. Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Условия для проведения личностно-ориентированного урока:

  • использование разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
  • стимулирование к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • поощрение стремлений предлагать свой способ работы, анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • применение заданий, позволяющих самому выбирать тип и вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание ситуаций общения, позволяющих проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
  • обсуждение детьми в конце урока не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что хотелось бы выполнить по-другому;
  • при выставлении отметок анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность.

Развивать творческую деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время. Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки. Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов. Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.