Лингвистика. Английский язык в контексте интернет-приложений

Разделы: Иностранные языки

Класс: 6

Ключевые слова: английский язык


Введение

Актуальность - тема данного исследования обусловлена необходимостью применения новых информационных технологий и недостаточной изученностью таких языковых программ. В современном обществе мы всё чаще убеждаемся в необходимости овладения иностранным языком в связи с растущей потребностью в нём для получения перспективной профессии, для путешествий, просто для общения, так как границы между странами стираются, и мы получаем возможность контактов с иностранцами. В связи с эпидемической ситуацией эта тема очень актуальна. Изучение английского языка при помощи системы онлайн имеет большое преимущество.

Каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник в обучении языку, целью которого является общение. Особенно успешно система обучения с помощью компьютера стала развиваться в последнее время в связи с появлением CD-ROM (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сеть Интернет. Цель исследования: выявить и провести апробацию существующих сегодня путей компьютерного изучения языка.

Задачи:
1) раскрыть многообразие форм применения компьютера и программного обеспечения в овладении английским языком;
2) составить перечень образовательных сайтов по английскому языку в Интернете;
3) провести анкетирование, чтобы выявить мнения учащихся школы об использовании компьютера на уроках и дома;
4) проверить на личном опыте эффективность некоторых обучающих программ. Предметом исследования стали различные обучающие программы и сайты для изучения английского языка в Интернете, а объектом – анализ их эффективности.
5) создать буклеты и распространить их с целью пропагандирования более эффективного способа изучения английского.

Основная часть

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Несомненно, необходимо использовать современные возможности электронного обучения при обучении и совершенствовании английского языка. Мы можем использовать Интернет:

  • для самостоятельного поиска информации в рамках работы над темой урока;
  • для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробела в знаниях, умениях, навыках;
  • для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка.

Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя.

Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах, в которых принимают участие школьники из разных стран мира, дополнительная, очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. Пока данный вид обучения языку недостаточно изучен, но это лишь вопрос времени. В ходе дискуссий, бесед идет не только обмен информации по той или иной проблеме, но и знакомство с какими-то элементами другой культуры. Я исследовала несколько десятков сайтов, которые могут помочь в изучении и совершенствовании английского языка. На исследованных нами обучающих сайтах есть разделы на отработку произношения, идиомы, сленг, американский английский, диктанты, разбор произношения. Предлагаемые различные грамматические и лексические тесты различного уровня сложности помогают улучшить уровень английского языка. Нами выделены три теста по грамматике и лексике различного уровня сложности: начального (elementary), низшего среднего уровня (pre-intermediate), среднего уровня (intermediate).

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно достичь следующих результатов:
а) научиться правильно читать;
б) совершенствовать произносительные навыки;
в) совершенствовать грамматические навыки;
г) услышать и поработать с аутентичными звуковыми текстами сети Интернет;
д) пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка,
отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
е) ознакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка.

Самые популярные сайты для изучения языка:

1. BBC Russian–Learning English. Сайт предлагает английский на разные случаи, тесты, английское видео (радио-репортажи корреспондентов ВВС). ВВС world Service - представляет возможность не только прочитать, но и послушать новости, на многих языках и превратить классную комнату в «агентство новостей».

2. Lingualeo.ru. Сайт lingualeo.ru предназначен, прежде всего, для тех, кто хочет повысить навыки восприятия английской речи на слух, чтения и правильного произношения. А также очень полезен для тех, кто хочет быстро расширить свой словарный запас.

3. City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке.

4. America’s homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев.

5. В школьной программе есть тема «Друг по переписке», и я узнал, что найти партнеров по переписке можно по следующему алгоритму: обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning subbranch istserv@cunyvm.cuny.edu/ listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-(listserv@cunyvm.cuny .edu);

6. Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков – английский.

Но кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка.

Для изучения общественного мнения по вопросу важности и методов изучения иностранного языка проведён социологический опрос учеников МАОУ «СОШ № 65».

Было опрошено 109 респондентов 5-11 классов. Учащимся было предложено ответить на 8 вопросов об их опыте использования компьютеров и Интернета при изучении английского языка.

Первый вопрос «Пользуетесь ли Вы электронными переводчиками, если да, то какими?» показал нам, что большинство обучающихся используют переводчики и самым популярным оказался Google-переводчик. Его используют около 60 % опрошенных.

На вопрос о программах, используемых учениками для изучения иностранного языка было предложено несколько вариантов ответов. 22 % назвали Полиглот. Английский за 16 часов, далее следуют Puzzle-English (11%) и Lingualeo (9%). Однако, 50 % опрошенных не знают ни одну обучающую программу. Стоит отметить, что это в основном учащиеся 5-6 классов. Возможно, они ещё не осознали всей важности изучения иностранного языка.

Далее процент учеников, занимающихся английским языком при помощи сети Интернет и компьютерных программ растёт.

Далее наш опрос выявил, что самым популярным видом деятельности в сети Интернет является поиск незнакомых слов (49 %), то есть пользование онлайн словарём. 22% опрошенных используют сеть при подготовки домашнего задания и лишь 18% для поиска дополнительной информации. При этом примерно половина опрошенных собирается связывать своё дальнейшее обучение в университете с иностранным языком и считает английский языком планеты. 49% учащихся согласны, что компьютеры и интернет делают изучение иностранного языка более интересным и 79% утверждают, что компьютеры и интернет помогают обогащению словарного запаса иностранного языка. 55% считают, что компьютерные программы способствуют усвоению грамматики иностранного языка.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что многим ученикам Интернет помогает не только выполнять домашнее задание, но пополнять словарный запас, усваивать грамматику, улучшая уровень владения языком, то есть он помогает ускорить процесс овладения языком. Это подтверждает нашу гипотезу. Чтобы узнать, помогают ли различные способы изучения языка, доступные каждому в интернете, я решил опробовать несколько и выбрать тот, который будет наиболее удобен и прост в использовании.

Я решила проверить онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов». Сначала я не поверила и меня очень удивило то, что эти уроки могут помочь выучить язык на разговорном уровне в течение недолгого времени, но уже после первого урока я понял, что это возможно, так как мужчина, обучающий людей, дает все опорные таблицы употребления немалого количества времен английского языка, а также тут присутствует понятное объяснение всего записанного материала. Достаточно быстро у меня появились успехи. Я сделала вывод, что тем, кому нужно в короткие сроки научиться понимать неродной язык и научиться формулировать обиходные фразы, эти уроки, не отнимающие много времени, могут помочь. Однако, для тех, кто собирается связывать свою жизнь с изучение языков, этого недостаточно.Далее я скачала на свой телефон приложение для изучения английского языка «Duolingo», ведь это доступно всем, так как эту программу можно скачать из Play Маркет на любой телефон, снабженный выходом в Интернет.

Следующей программой, которую я решила опробовать на себе, стала «Lingualeo». Наверное, многие читали об этой программе в интернете или слышали от своих знакомых, ведь сейчас это наиболее распространенный метод изучения иностранного языка среди молодежи. Эта программа меня не огорчила, а даже порадовала своей простотой, но в то же время эффективностью, ведь в этом приложении есть все объяснения и очень много практики. Она явно поможет тем людям, кто хочет улучшить свои знания, но для обучения с нуля наиболее подходит не она, а онлайн-уроки, о которых я говорил ранее.

Вывод: Изученные мною программы могут помочь как выучить язык, начиная с нулевого уровня, так и ради дополнительного развития, пополнения словарного запаса для тех, кто уже обладает определёнными навыками общения. Наиболее значимыми оказались онлайн-уроки «Полиглот. Иностранный язык за 16 часов», а почти бесполезной программой, на мой взгляд, стало приложение «Duolingo».

Чтобы поделиться выявленными сайтами и способами для изучения английского языка, я решила создать буклеты и распространить их по нашему общеобразовательному учреждению. Ребятам очень понравились сайты, и многие пообещали мне, что обязательно скачают приложения и будут обучаться. На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Нам удалось узнать из итогов анкетирования и изучения информации в интернете, что иностранный язык очень востребован в современном мире как для общего развития, так и для овладения разнообразными профессиями, общения с людьми. Поэтому множество программ, связанных с изучением языка, а также усвоением грамматики, становятся наиболее популярными среди людей в современном мире.

2. Наше исследование подтверждает многообразие особенностей компьютерного изучения языка: мультимедийные учебники, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д.

3. Исследование показало, что использование компьютерных технологий - это не только источник удовольствия, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ ребята отдают

предпочтение не игровым компьютерным программам, а предпочитают учебно-обучающие компьютерные программы. Это значит, что ребята заинтересованы в знании иностранного языка, имеют навыки работы в различных компьютерных программах, создают компьютерные презентации, общаются в сети Интернет.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования: «Если использовать компьютер и Интернет в процессе изучения иностранного языка, то можно добиться положительных результатов» подтвердилась, о чём свидетельствуют данные анкетирования и собственный опыт использования обучающих программ. Но интернет-технологии ни в коем случае не заменят живого общения учителя и ученика. Таким образом, в наш век высоких технологий компьютеры играют огромную роль в изучении английского языка, так как существует полезная возможность новых контактов в реальной речевой практики.

Использованная литература

  1. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет.// ИЯШ - 2010 - №1 – с. 28 -30.
  2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании.// Информатика и образование. - 2009. - № 5-7-с. 14 -18
  3. Лоскутова Г.В. О компьютере по-английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В.Лоскутова, Ю.В.Масленникова – СПб: КАРО, 2018 –192 с.
  4. Полилова Т.А. Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // ИЯШ – 2011. - № 6.- с. 35-36.
  5. Мультимедийные учебники, учебные программы «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента», мультимедийные программы «Охford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству» и т.д.

Источники из сети Интернет.

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Интернет
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Электронное_обучение