Урок математики в 1-м классе "Что такое задача"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Класс: 1.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: Способствовать формированию теоретического понятия «Задачи».

Цель:

  • ученик сформулирует понятие "задача", научиться выделять элементы задачи;
  • обнаружение отличий задачи от других математических выражений.

Задачи:

  • Использовать педагогические приемы для развития концентрации внимания;
  • Создать условия для ознакомления с понятием «ЗАДАЧА», элементы задачи;
  • Обеспечить первичное усвоение знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
  • развивать логико-математическую речь, внимание, аналитическое мышление;
  • формировать умения выделять части и решать задачи;
  • воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Познавательные:
      общеучебные
        выделение задачи из предложенных текстов;
      • формулирование условия, вопроса, ответа задачи;
      • структурирование задачи в виде схемы;
      • добывание новых знаний: извлечение информации, представленной в разных формах (текст, схема, иллюстрация);
    • логические - осуществление смыслового чтения текста задачи, выделение существенной информации.
  • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
  • Коммуникативные: учитывать разные мнения, работать в сотрудничестве.
  • Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, понимают значение границ знания и "незнания".

Понятия:

  • Задача.
  • Условие.
  • Вопрос.

Предметные результаты:

  • Учиться выделять задачи из текстов.
  • Узнать, из каких частей состоит задача: условие, вопрос.

1. Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

  • наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог.

4. Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:

  • Технология деятельностного метода,
  • Технология личностно-ориентированного обучения,
  • Игровая, здоровье сберегающая технология.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:

  • учебник «Математика», 1 класс, 2-я часть. Авторы Л.Г.Петерсон,
  • интерактивная доска, карточки с названиями составных элементов задачи,
  • игры на состав числа для детей,
  • карточки с цифрами,
  • тексты задач.

Ход урока

- У нас на уроке гости, давайте поздороваемся!

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать, 
Секрет математики вновь открывать.

Итак, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. (1-2 мин.)

II. Устный счет

Игра «Муха» на концентрацию внимания.

Числовой ряд. Работа с карточками. 1, 2, 3, …9.

- назовите числа от 0-10,
- покажите соседей числа 6, 8, 3
- Предыдущее 7, 3, 8, 4,
- последующее 5, 2, 9, 7,
- покажите сумму 2 и 4, 3 и 5, 1 и 6
- разность 7 и 1, 3 и 2,
- уменьшаемое 5, вычитаемое 3, чему равна разность,
- слагаемое 7, слагаемое 2 чему равна сумма.

Игра с карточками 1,2,3,4,5…. На состав числа 7, 8.

Подготовка к работе на основном этапе.

Рассмотри картинки и реши примеры. Приложение 3

III. Составление математических рассказов по картинкам. (Работа в парах)

СЛАЙД 2

ТЕКСТ

1. Барбусы – это стайные виды рыб, отличающиеся высокой активностью и интересными расцветками. Очень активны и миролюбивы. Плавают в водоемах в количестве 4-5 рыб.

2. В аквариуме плавали 3 барбуса. Из зоомагазина принесли еще 1 рыбку. Сколько барбусов стало?

- Какой из этих рассказов – математический?

- Почему вы так решили? (Выдвигают гипотезы.) что в математическом рассказе должно быть?

Т.к. там есть ВОПРОС, СЮЖЕТ, ДАННЫЕ, МОЖНО РЕШИТЬ.

- А КТО ЗНАЕТ? КАК НАЗЫВАЕТСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ, в котором есть ВОПРОС, СЮЖЕТ, ДАННЫЕ, МОЖНО РЕШИТЬ.

? ЗАДАЧА? (так какая тема сегодняшнего урока)

Цифровая физкультминутка (1 мин.)

IV. Открытие нового знания

Тогда предлагаю стать исследователями и проанализировать рассказы.

(Приложение 4)

Являются ли они задачами?

V. Работа в группе

Распределите роли, не забывайте о правилах.

ДОКЛАДЧИКИ у доски.

Так какой вывод вы можете сделать? Что такое задача?

(ЗАДАЧА – это математический рассказ, в котором есть сюжет, данные, вопрос.)

В задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи.

Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. (5 мин.)

Содержательная рефлексия.

- Мы с вами сегодня говорили о задачах, и я предлагаю вам решить несколько интересных задач. (Приложение 5)

VI. Систематизация и самооценка полученных знаний

- Какие новые знания вы получили на уроке?

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели?

- Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

Рефлексия (1-2 мин)

  • Я узнал …
  • Я научился…
    Мне понравилось…
  • Я бы хотел…