Предмет: УМК «Школа России», «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 4 класс. Урок 13 раздела «Страницы истории Отечества».
Класс: 4.
Тип урока: ОНЗ.
Цель: осознание учащимися важности роли Екатерины Великой в истории нашей страны.
Задачи:
- Образовательные: сформировать представление обучающихся о деятельности Екатерины
- Развивающие: развивать навыки оценивания собственной работы на уроке, развивать умение преобразовывать текстовую информацию в табличную.
- Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере личности Екатерины II
Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, презентация к уроку, тесты, листы с таблицей на каждую группу, видеоролик. Учебник окружающего мира А.А.Плешаков 4 класс.
Планируемые предметные результаты урока.
- иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II.
- иметь представление о положении разных слоёв российского общества.
- иметь представление о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.
- иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение преобразовывать текстовую информацию в табличную ;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
Личностные УУД:
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Ход урока
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Стадия вызова |
|
Орг.момент. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга и поприветствуйте сначала напарника, а затем соседа. - Сегодняна уроке вы получите оценки за тест и баллы в накопительную часть за активную работу на уроке. |
Приветствуют учителя и одноклассников. |
-Как называется раздел, который мы изучаем? |
Отвечают на вопросы. |
-С деятельностью, каких значимых для России людей, вы познакомились, изучая этот раздел? - Каким прилагательным можно заменить слово значимый? |
Великие, выдающиеся,важные. |
Структура (Stir the Class) - Обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. | Участвуют в структуре. |
- У кого 5 человек, 6, 7…. - Назовите их имена. (Озвучивает ответ тот ученик, у которого больше имен) |
Проверяют свои работы и корректируют их. |
- А как вы думаете, есть ли еще выдающиеся люди в России? - О ком эти строки? Узнав о ком идет речь, мы узнаем тему урока. |
Петра I. Его преобразования помогли дальнейшему развитию России. |
- Екатерина 2, Екатерина Великая – какой вопрос напрашивается? | Почему Екатерину называют Великой? Какой вклад она внесла в развитие нашего государства? |
- В течение урока нам надо найти ответ на этот вопрос, это цель нашего урока. (Слайд 3) - Что нам надо сделать для достижения цели? |
Найти информацию о Екатерине 2, проанализировать ее. |
- А где мы можем найти информацию? |
В учебнике, из дополнительных источников, узнав у учителя или одноклассников. Выдвигают гипотезы. |
Стадия содержания |
|
(Слайд 4) - Посмотрите на портрет императрицы. Что вы можете о ней сказать? - Как вы думаете, какой характер у нее был? В течении урока мы проверим ваши предположения. - Чтобы ответить на вопрос: «Почему Екатерину называют Великой?» Вы объедитесь в группы и заполните таблицу «Плюс. Минус. Интересно» - Сейчас каждая группа будет работать самостоятельно. 1 гр. - стр.105-106, 2 гр. - стр.106-107, 3 гр. - cтр.107-108, 4 гр - стр.108-110. |
Отвечают на вопросы. |
Каждый участник группы заполнит самостоятельно таблицу, затем обсудите в группах свои работы, потом выполните общую работу. - Проверим,как вы выполнили задание. Одна группа читает, другие группы слушают, записывают данные в свою таблицу, задают возникающие вопросы. (Слайд 5) |
Читают материал, заполняют таблицу. Затем идет обсуждение в группах и заполнение общей таблицы. Обсуждают информацию и заполняют таблицу. |
- Оцените работу группы. | Идет оценка работы группы. |
Структура (Mix Pair Share) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) | Участвуют в структуре. |
1.Какие личные качества помогали Екатерине Второй управлять империей? | Умная,образованная, трудолюбивая, имела сильный характер и волю, дар выбирать себе помощников и советников. |
2. Кто командовал русскойармией при взятии турецкой крепости Измаил? | А.В.Суворов. |
3. Назовите имя создателя Российского Черноморского флота. | Ф.Ф.Ушаков. |
- А сейчас просмотрим видеофильм, в котором будет новая для вас информация. Запомните ее. - Что еще можно записать в таблицу? (Слайд 6) - Вывод.Так справедливо ли Екатерину называть Великой, ведь в ее правлении были и плюсы и минусы? Мы это увидели из ваших таблиц. |
Обсуждение. |
- Сейчас вспомним все, что изучили на уроке, выполним тест и оценим свои знания. (Самопроверка по эталону) | Индивидуальная работа. Проверка по ключу. Самооценка. |
Тест. 1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой? |
4 |
2. Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I? |
3 |
3.Сколько лет продолжалось правление Екатерины II? |
4 |
4. Какой полководец прославился победой над крепостью Измаил? |
1 |
5. Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого? 1) она часто ездила за границу 2) она много сделала для образования в России 3) она продолжила войну со Швецией 4) она была жестоким правителем |
2 |
6. Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II? 1) А.В.Суворов 2) Степан Разин 3)Емельян Пугачёв 4) Кузьма Минин |
3 |
7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая? 1) ум 2) сильный характер 3) трудолюбие 4) любовь к развлечениям |
1, 2, 3 |
8.Что сделала Екатерина II на благо Отечества? 1) открыла в городах народные училища 2) сделала крестьян крепостными 3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот 4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей |
1, 2, 4 |
- Структура «Take off – touch Down». У кого «5»? - Молодцы! У кого «4»? - Над чем еще надо поработать? Укого «3»? - Какие проблемы возникли? Как будете их решать? Сдайте работы. Оценки я поставлю вам в журнал. |
Ключ. Участвуют в структуре и объясняют свои проблемы. |
- Какая была тема урока? |
Читают вывод. Задают вопросы, на которые пытаются ответить одноклассники.
|
Стадия рефлексии |
|
Прием«Закончи предложение» (Слайд 9) |
Ученики составляют предложения, высказывая свое мнение об уроке, своей деятельности на нем. |
- Структура Corners. - Кто сегодня поработал достойно и может себя похвалить в правый угол. - Кто считает, что мало трудился на уроке идут в левый угол. - У кого хорошее настроение, в левый угол. А у кого настроение похуже идут в правый угол. Почему у вас такое настроение? А как можно исправить ситуацию? С кем, когда можно позаниматься? |
Ребята расходятся в разные углы и объясняют, почему у них то или иное настроение икак исправить свое положение. |
- Выберите и запишите домашнее задание. 1. Читать с.105-111. |
Выбирают и записывают домашнее задание. |