Методы интенсификации образовательного процесса среди обучающихся и студентов СПО

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: педагогические технологии


Преподаватели средних профессиональных учреждений достаточно часто используют в своей работе активные методы с прилагаемыми педагогическими пособиями и рекомендациями министерства образования. В современном образовательном процессе эти методы неразрывно связаны с применением и разработкой комплекса учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств ИКТ. Ниже приведенные методы возможно использовать так же во время дистанционного обучения, что особенно актуально на данный момент времени.

Рассмотрим несколько вариантов таких методов.

Метод проектов. Метод находит все большее применение и больше сторонников. Появление данного метода интенсификации обусловлено новыми социальными, а также экономическими условиями - потребностью в учреждениях СПО в активизации учебного процесса. При рассмотрении данного метода можно отметить, что этот он представляет собой достаточно гибкую модель организации учебного процесса, которая ориентирована на увеличение творческой активности учащихся и развитие качеств, необходимых для успешного освоения учебной программы. Метод творческих проектов находит широкое применение, особенно в тех условиях, где сложно использовать другие методы активизации учебного процесса. Использование на практике данного метода, позволяет говорить, что проектный метод обучения представляет собой такую модель организации учебной деятельности среди студентов, которая ориентирует на творческую самореализацию личности и одновременно творческую самореализацию личности преподавателя.

Таким образом, метод проектов ориентирован:

  • на развитие инициативного подхода к выполнению учебных заданий, творческого и самостоятельного подхода;
  • на формирование у студентов основ проектной, технологической культуры труда;
  • на овладение студентами основами изучаемой дисциплины.

В современных реалиях метод проектов является крайне актуальным в процессе дистанционного обучения, а именно в создании Кейса по предмету. Кейсовая технология так же мотивирует студента к действию. Так же как в методе проектов в кейсовой технологии обучения ставится проблема, которая интегрируется в цель работы. Так же, как и Кейс, метод проектов может содержать несколько вариантов решения, из которых выбирается оптимальный вариант, вводные данные проекта могут изменятся, а также проект даётся на ограниченное количество времени.

Если же метод проектов/кейсов использовать в метапредметных или межпредметных связях в обучении, то можно повысить эффективность освоение студентов универсальных учебных действий. Для таких, интегрированных занятий хорошо подходят Executive-кейсы или проекты. Такие проекты позволяют быстро выделить лидера, а остальные студенты знакомятся с содержанием кейса непосредственно на занятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с преподавателем. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала. За счет быстроты и стремительности в выполнении Executive-кейсов или проектов их можно использовать во время учебной и производственной практики студентов СПО, что повысит эффективность работы группы в целом.

Метод обоснования полезности изготовляемых изделий. Это специально разработавший метод, который наряду с другими методами активизирует студента на выполнение задания. Студент не только должен хорошо представлять цель своей работы, но ее применимость и полезность в дальнейшем. Таким образом появляется заинтересованность в получении конечного результата, а также моменты доработки, внесения коррективов в ходе работы для получения лучшего результата, что развивает навык самостоятельности принятия решения и принятия ответственности за это решение. Данный метод имеет очень большую эффективность в преподавании специальных дисциплин и модулей. Большим плюсом этого метода является то, что в реализации метода интенсификации могут участвовать предприятия-партнеры или градообразующие предприятия (возможные будущие работодатели). Такой тип сотрудничества может быть основан на классических экскурсиях, на производственной практике или срочном договоре, а также на различных мастер-классах, основании коворкинг-групп, семинаров. Применение этого метода интенсификации процессов учебной и производственной практики будет охарактеризован гибкой организацией рабочего пространства, а также стремления к формированию совместных обществ малых групп студентов, имеющих общие интересы и созданию внутренней культуры такой группы.

В работе с данным методом интенсификации учебного процесса будет эффективно использовать различные интернет ресурсы: объединятся в сообщества, блоги, веб-форумы, онлайн-комьюнити - тогда данный метод позволит создать «третье место» - прослойку между «домом» и «работой/учебой». «Третье место» в этом случае позволит уравнять или сгладить переход от «дома» к «учебе».

Так же метод обоснования полезности изготовляемых изделий может быть применен в профессиональной ориентации будущих студентов СПО – выпускников 9 классов СОШ.  Например, стандартный диагностический тест на выбор профессии подразумевает прохождение объёмных анкет и сопровождение тьютором. После прохождения теста проводится поведение итогов и интерпретация полученных результатов, что в последствии способствует обучающемуся выбрать профессию. Метод обоснования полезности изготовляемых изделий позволяет производить тестирование на будущие приобретаемые, в процессе обучения профессиональные качества.

Например, каждая профессия и специальность имеет свой список требований к специалисту, а также навыки и умения, которые приобретает студент после обучения. Соответственно, в профориентационную диагностику можно включить мини - эссе на тему «Полезность и применимость видов работ, изучаемых в профессии ...». Такое эссе дает возможность оценить: понимает ли будущий студент СПО в чем заключается работа по той или иной специальности, что за навыки и умения он приобретет после обучения, куда сможет трудоустроится, насколько востребована профессия/специальность, какие виды работ/услуг будет оказывать.  В результате анализа такого эссе тьютором/сотрудником приемной комиссии можно откорректировать выбор профессии/специальности школьником: утвердиться в своем выборе или наоборот, отказаться от него и рассмотреть возможность выбора другой профессии совместно с тьютором или сотрудником приемной комиссии.

Метод соревнования между группами. В некоторых случаях, для повышения заинтересованности возможно использовать метод соревнований между группами студентов: между группами, между курсами, между отделениями. Данный метод предполагает фиксирование результатов соревнований в виде системы рейтинга или мониторинга, который будет доступен для всех групп и их кураторов. Индивидуальный подход при выполнении практических или лабораторных работ на занятиях.

Хочется отметить, что данный метод сейчас активно используется в единой информационной системе учета и мониторинга достижений обучающихся общеобразовательных организаций Подмосковья – Школьный портал. При чем не только для мониторинга достижений обучающихся, но также для анализа работы преподавателей, руководителей и всего учебного заведения в целом. На данной платформе анализ производится автоматически с построение отчета по работе, графика активности, а также процентного показателя эффективности работы. Все эти виды мониторинга позволяют произвести самодиагностику в любое время студенту, его родителю, преподавателю и руководителю.

Среди способов интенсификации учебного процесса названы дифференциация и индивидуализация как дополнительные формы построения учебного процесса или процесса практики. Очень часто профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей личности студента. Формирование данной направленности на деятельность может происходить под влиянием потребности разностороннего развития. Соответственно, влияние фактора способностей личности на возникновение избирательного отношения к деятельности может быть более отдаленным и не связанным напрямую.

Каждый метод интенсификации образовательного процесса конечно будет выбран преподавателем только на основе личностного подхода. Такой принцип позволит не только увеличить интенсивность работы педагога и студента, но и позволит решить несколько вопросов в процессе обучения:

  1. Выявить и устранить причины, которые мешают развитию и достижению целей студента. Научить справляться с поставленными задачами и находить несколько возможных вариантов решений;
  2. Обучить самостоятельности - принимать решения и, что более важно нести ответственность за принятые решения:
  3. Обеспечить студента той деятельностью, которая будет развивать его и положительно на него влиять.