В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями (ИКТ, игровыми технологиями, технологией критического мышления и т.д.)
Такие технологии, как метод проектов, педагогические мастерские, кейс-метод, построены на рефлексии и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным, технологиям по обучению мышлению. Они обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя приемами, усиливающими рефлексивную деятельность.
Особую роль играет в современной педагогике технология критического мышления, важным условием которой является следование трем фазам. Это вызов, осмысление новой информации, рефлексия. В стадии вызова может быть задействована стратегия решения проблем Д.Брэмсфорда «Идеал» (в начале урока), а также таблица «Верные – неверные утверждения». На стадии осмысления при работе с новыми текстами эффективна методика А.Ривина (работа в парах сменного состава и в малых группах). На стадии рефлексии учащиеся выбирают сами одну из форм работы: составление проблемного вопроса, синквейн, кластер, Кольца Венна («Общее-уникальное»). На стадиях осмысления и рефлексии идет работа по взаимооценке (пары), оценке работы групп и самооценке на основе критериев, составляемых самими учащимися.
Таким образом, от репродуктивного способа обучения учащиеся переходят к продуктивному, преобразующему, и далее – к творческому. Технология критического мышления позволяет решать задачи современной школы, используя разноуровневый подход и критериальную оценку деятельности ученика.
Необходимость разработки методики развития оценочной деятельности учащихся очевидна. Выбор данного направления работы обусловлен многими причинами. Одна из них – несовершенство существующей традиционной системы оценивания, которая не учитывает личностные особенности ребенка. Владение способами самооценки способствует дальнейшему самообразованию и саморазвитию учащихся.
Цель экспериментальной работы – наполнение образовательного процесса новым содержанием, позволяющим сделать реальным переход от предметно-ориентированного, репродуктивного обучения к развивающему (активно-деятельностному, личностно-ориентированному), необходимым компонентом которого является оценочная самостоятельность учащихся.
Задачи, которые решаются в ходе учебной деятельности:
- Предоставить учащимся реальную возможность контролировать свою учебную деятельность и оценивать ее результаты.
- Способствовать направленности школьников на личностные результаты.
- Создавать условия для овладения общеучебными умениями.
Конечная цель МКО (методики критериальной оценки) заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижение ответственности ученика за процесс и результат самообразования.
Критериальная оценка имеет четыре составляющих.
- А – алгоритмический уровень, предполагает выполнение заданий по алгоритму, воспроизведение усвоенной информации. Это репродуктивный уровень.
- П – преобразующий уровень, предполагает решение усложненных задач с применением нескольких алгоритмов, владение мыслительными операциями (синтез, анализ, сравнение, обобщение).
- Э – эвристический уровень, предусматривает решение нестандартных задач, оригинальность рассуждений и выводов, владение комплексом мыслительных операций. Результатом умственной работы становится личностно – значимое открытие.
- Т – творческий уровень, владение приемами поисковой и творческой деятельности, способность самостоятельно ставить проблемы, вести исследование. Результат – общественно – значимое открытие.
Как же работает критериальная оценка?
Критерии разрабатываются для каждого вида деятельности, и оценка становится очевидной и понятной.
Ученики имеют право:
- На собственную оценку своих знаний.
- На оценку своей работы учителем.
- На ошибку и время на ее исправление.
- на участие в разработке критериев оценивания своей работы.
Пример требований к оценке пересказа.
Алгоритмический уровень.
- Фактическая точность.
- Выразительность речи.
- Сохранение особенностей стиля повествования.
- Знание и понимание лексики.
Преобразующий уровень.
- Своеобразие пересказа.
- Наличие вывода, оценки событий и поступков героев и т.д.
Оценка рисунка-иллюстрации по литературному произведению.
- Соответствие теме.
- Передача характерных черт образа.
- Композиция (главное и второстепенное)
- Художественное решение (простое или сложное)
Преобразующий уровень.
Работа выполняется на преобразующем уровне, так как предполагает выделение главного (выбор эпизода) с собственной оценкой и ее обоснованием.
На уроке в 6 классе «Мир человека и природы» проводилось сопоставление сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» и спектакля по повести К.Сергиенко «Прощай, овраг!»
Одно из заданий на уроке – пересказ истории Травки. Данная работа являла собой алгоритмический уровень, но если рассматривались изобразительные средства или ученик выходил на проблемный вопрос (в чем счастье Травки?), то это был уже преобразующий уровень.
Анализируя два произведения, учащиеся пришли к выводу, что в «Кладовой солнца» показано, какими должны быть отношения человека и природы, а в спектакле - какими они могут стать. Трагизм судьбы вольных псов был воспринят детьми необычайно остро.
На уроке произошел подъем на эвристический уровень, когда ученица сказала, что оба произведения объединяет притчевость, и обосновала свое суждение.
Последний этап урока - оценивание детьми своей работы по критериям.
1. Понял (а) проблему, активно участвовал(а) в обсуждении. Есть Д.
2. Понял проблему, участвовал в обсуждении. Нет Д.
3. Понял проблему, но мало участвовал в обсуждении. Есть Д.
4. Понял проблему, мало участвовал в обсуждении. Нет Д.
5. Понял проблему, но не участвовал в обсуждении.
Д - дополнительная информация (сведения о писателе и произведении, иллюстрации, словарик и т. д.)
Таким образом, каждый учащийся имеет возможность выбрать те задания, которые соответствуют его возможностям.
Критериальная оценка формирует у учащихся новое отношение к учебной деятельности, характеризующееся в первую очередь аспектом успешности. Даже слабый ученик уверен в том, что, выполнив дополнительное задание, он получит достойную оценку.
У детей появляется мощный стимул к учебной деятельности.
Важную роль играет отсутствие отрицательных оценок. В случае невыполнения работы или непонимания темы ставится ! и ученик имеет право изучить вопрос самостоятельно или с помощью учителя и сдать тему. Уходит состояние тревожности, чувство безысходности даже у слабо успевающих учеников.
В начале 8 класса учащимся было предложено разработать критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Дети предложили следующий вариант:
- Проблема.
- Структура (тезис – 2 аргумента – вывод).
- Логика.
- Грамотность.
- Соблюдение единых требований к оформлению работы.
В 9 классе они работали с критериями оценивания части С.2.1 как с хорошо известным материалом и оценивали свои и чужие работы в парах.
На уроках в 10-11 классах работа в сменных парах («Утопия и антиутопия», методика Ривина), групповые работы («Петербург Достоевского», «Нравственные искания героев «Войны и мира», «Человек и государство» по роману «Мы» и т.д.) включают такой важный элемент личностно-познавательной деятельности, как рефлексия. Учащиеся «выделяют главное», «совершенствуют навыки переработки информации», «получают навыки коллективного творчества», «решают сложные вопросы общения», «учатся быть не только учеником, но и учителем» (из отзывов учеников об уроках).
Объектом самооценки может стать как весь комплекс образовательно-воспитательного процесса, так и отдельные его составляющие.
Самооценка и самоанализ - непременное условие усвоения школьником общеучебных и предметных умений.
Ученик может:
- оценить, что он знает как ученик и чего еще не знает;
- поставить перед собой учебную задачу;
- составить план ее решения;
- организовать поисковую деятельность;
- оценить полученный результат.
Именно об этом писал К.Д.Ушинский: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души».