Развитие творческого потенциала и образного мышления дошкольников как средство их эстетического развития

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Получить в детстве начало эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства.

Наталья Алексеевна Ветлугина

Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Но можно слушать музыку и не понимать её, можно смотреть картины и ничего не чувствовать…

Восприятие искусства начинается с раннего детства. Как же прививать интерес ребенка к искусству?

Как известно, наш мозг получает информацию с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ:

  1. Зрение
  2. Слух
  3. Обоняние
  4. Вкус
  5. Осязание

Когда я знакомлю детей, например, с овощами, фруктами или какими-то новыми предметами или явлениями, то активно их использую. И моя задача - специально включать в работу как можно больше чувств и действий.

Так, например, рассказывая о ёлочке я покажу её изображение на картинке, мы поводим с детьми хоровод вокруг ёлки на улице, мы потрогаем еловую веточку и сможем ощутить её аромат и узнать какая она колючая. Я предложу детям собрать и провести опыты с еловыми шишками, а ещё мы поговорим о том, как приятно находить подарки под ёлочкой в Новогоднюю ночь. И, оказывается, что информация воспринимается нами не только через органы чувств, но и нашими ЭМОЦИЯМИ, а также через ДВИЖЕНИЯ.

Итого, мы можем использовать не пять, а семь КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ информации:

  1. Зрение
  2. Слух
  3. Обоняние
  4. Осязание
  5. Вкус
  6. Эмоции
  7. Движения

Этот опыт можно применить и в художественно эстетическом воспитании.

С раннего дошкольного возраста я знакомлю детей с одним из видов изобразительного искусства — живописью.

Известный педагог К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.

Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой.Рассматривая с детьми разные картины, я прошу представить их, что они оказались внутри неё, как будто вошли в картину. Я задаю ребятам много вопросов про их ощущения, чтобы они начали обращать на них внимание. Это замечательный, веселый метод научиться воспринимать информацию целостно.

Чтобы понять, как это происходит, предлагаю вам рассмотретьпейзаж художника Василия Поленова «Московский дворик».

Давайте попробуем воспринять её с помощью всех органов чувств.

  1. Тактильные ощущения. Что можно потрогать на этой картине? (руками, ногами (ходить босиком), что можно открыть, через забор можно перелезть, растут цветочки и мы могли бы сорвать их. Женщина несет воду как думаете – какая вода у неё теплая или холодная. А куда или кому она её несет? Может напоить лошадку. А давайте подбежим к лошадке, погладим её. Может сядем верхом, потрогаем её гриву).
  2. С помощью зрения. Какие цвета на этой картине, что здесь радует глаз? Какие дома светлые, какие темные, какие дома новые, а какие старые, что на заднем плане.
  3. Давайте послушаем эту картинку. Какие здесь есть звуки? (звуки животных, насекомых, колокола, дети).
  4. Ощутим картинку всем телом. (Здесь тепло или прохладно, возможно, дует лёгкий ветерок.)
  5. Какие запахи мы можем здесь ощутить?
  6. Какие эмоции у вас возникают здесь? (Радость, спокойствие, безмятежность).
  7. Можно подключить и вкусовые ощущения. Что мы могли бы здесь попробовать?

Пока вы рассматривали эту картину, и я задавала вопросы, вы заметили на ней много деталей. Это значит, что ваша внимательность повысилась. Вы увидели много нового, пропустили картину через себя. Когда я таким образом работаю с ребятами, они приобретают свой опыт. Это самый простой способ обучения детей, так как любому ребенку будет интересно то, в чем он сам принял активное участие, а не просто увидел.

С помощью чувств и образов можно познакомить детей с любой картиной. Наиболее подходящими для первого знакомства я считаю работы Виктора Михайловича Васнецова. Он первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Его сказочные сюжеты близки и понятны детям: Богатыри, Ковёр-самолет, Алёнушка, Иван-царевич на сером волке.

Я хочу представить вашему вниманию фрагмент занятия по развитию речи в средней группе, где после прочтения сказки «Царевна-лягушка» мы поговорили о картине. Слайд 9 (видео).

Подводя итог, хочется сказать, что в самом слове образование есть секрет того, что надо делать. Образование – т.е. создание образов. Образное мышление - это когда я получил полное представление обо всем предмете – как он выглядит, какой вкус, чем пахнет, какой звук, какие у меня он вызвал эмоции, какие действия я могу совершить.

Но образование - это не только создание образа предмета, это создание образа самого себя. Когда мы пропускаем информацию через свои собственные органы чувств, то мы получаем новые представления о себе. Тогда растут наши способности и наша самооценка!

Ну а если мы уберем образы из образования, то получим слово, знакомое нам с детства - Безобразие. Безобразие – это и есть образование без образов.

На своих занятиях, используя образное мышление и опираясь на чувственное восприятие информации, я воспитываю у детей стремление замечать прелесть окружающего мира, прививаю любовь к произведениям искусства через картины классиков, развиваю гармоничную личность. С помощью образного мышления дети могут почувствовать настоящее удовольствие от учёбы и расширить свои способности, которые на самом деле безграничны.