Группы слов по лексическому значению. Технологическая карта урока русского языка в технике модерации «Зигзаг». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Лексическое и грамматическое значение слова


Класс: 6.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок открытия «нового» знания (изучения нового материала).

Цель урока:

  • Обучающая цель (предметный результат): знать группы слов по лексическому значению; уметь определять с помощью толкового словаря группы слов по лексическому значению.
  • Развивающая цель (метапредметный результат): развивать умение пользоваться толковым словарём, перерабатывать информацию, находить главное и второстепенное в ней, создавать ответ-сообщение; анализировать результат своей работы (понял - частично понял - не понял); учить работать в команде, слышать и слушать собеседников.
  • Воспитывающая цель (личностный результат): развивать адекватную самооценку, способность анализировать собственные действия.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Ученик будет знать: группы слов по лексическому значению.
  • Ученик будет уметь: определять с помощью толкового словаря группы слов по лексическому значению.
  • Ученик получит возможность научиться: использовать изученные группы слов в разных речевых ситуациях.

Метапредметные

  • Познавательные: поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; осуществление смыслового чтения; выделение существенной информации.
  • Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; внесение необходимых корректив в действие после его завершения.
  • Коммуникативные: построение понятных для партнера монологических высказываний; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Методы обучения: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный; частично поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: раздаточный материал, учебник, словари.

Ход урока

Этапы урока
открытия «нового» знания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
П. – познавательные;
Р. – регулятивные;
К. – коммуникативные;
Л.
– личностные;

1

Мотивация

- Предлагает провести необычный урок, когда каждый ученик сможет побывать в роли и ученика, и учителя.
- Организует деление класса на группы (по 6 человек), объясняет правила и этапы работы в группе (этапы работы записаны на доске или выданы на карточке каждой группе).

Готовятся к выполнению работы:
- делятся на группы;
- знакомятся с этапами работы.

Р. – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К. – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Л. – развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

2

Актуализация и целеполагание

- Объявляет тему урока. Просит внимательно проанализировать все слова темы и выявить для себя изученное и новое.
- Предлагает сформулировать обучающую цель урока.

- Отмечают изученное понятие «лексическое значение слова», вспоминают его определение.
- Отмечают новое: вероятно, в зависимости от значения слова можно распределить на группы.
- Формулируют цель урока: изучить группы слов по лексическому значению.

П. – структурирование знания.
Р. – выполнение пробного учебного действия.
К. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Л. - формирования границ собственного знания и незнания.

3

Изучение нового материала

Организует учебную деятельность в группах.

- Индивидуальная работа. Каждая группа получает один и тот же текст (приложение 1). Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста (отрывки пронумерованы) и работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект: составить кластер, таблицу, схему и т.д. (В слабом классе учитель может предложить свой вариант опорного конспекта – приложение 2).
- Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2 и т.д. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– подведение под понятие;
– определение основной и второстепенной информации;
– смысловое чтение;
– постановка и формулирование проблемы;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
Л. - развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

4

Первичное закрепление

- Организует учебную деятельность в группах.

 

 

- Дополняет выступления (при необходимости).

- Школьники возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
- Общая работа всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
- В процессе выступлений каждый ученик прослушивает новый материал и фиксирует его в свой конспект (приложение 3).

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– подведение под понятие;
– установление причинно-следственных связей;
– выполнение действий по алгоритму;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Р. – оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
К. – осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего решения;
Л. – осознание ответственности за общее дело;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Раздаёт карточки с заданиями разного уровня:
1) распределить слова по группам;
2) вставить слово на месте пропуска в тексте (есть раздел «Для справок»), записать полученный текст;
3) создать собственный текст с предложенными словами (приложение 4).
- Предлагает выбрать одно из предложенных заданий и выполнить его с использованием опорного конспекта и толкового словаря.
- По выполнении задания выдаёт ответы (приложение 5).

- Выполняют задания.
- Проверяют выполненные работы.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– выполнение действий по алгоритму.
Р. – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
– самоконтроль, самооценка - оценивание качества и уровня усвоения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
К. – планирование и организация учебной работы.
Л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

6

Включение в систему знаний и повторение

- Консультирует учеников, помогает сделать работу над ошибками.

- Проводят при необходимости работу над ошибками.
- Консультируются с участниками группы, с учителем.
- При необходимости дополняют опорный конспект.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– понимание текстов, извлечение необходимой информации;
– моделирование, преобразование модели;
– использование знаково-символических средств.
Р. – контроль;
– оценивание качества и уровня усвоения;
– коррекция.
К.– владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
Л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
- формирования границ собственного знания и незнания.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подводит итоги урока.

- Оценивают свою работу.
- Выявляют причину ошибок (если есть).

П. – умение структурировать знания;
Р. –– контроль процесса и результатов деятельности;
– оценка: выделение и осознание того, что уже усвоении и что подлежит усвоению.
К.– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего суждения.
Л. – самооценка на основе критерия успешности (для себя);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

8

Домашнее задание

1. Выучить теорию по опорному конспекту.
2. Выполнить оставшиеся задания из самостоятельной работы.

Записывают д/з.