Музыкальный диктант: подготовительный этап и вспомогательные упражнения

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: музыка, сольфеджио, музыкальный диктант


Музыкальный диктант – одна из сложнейших форм работы на уроках сольфеджио, требующая целого комплекса умений и навыков. Для успешного написания диктантов нужно выработать аналитическую триаду: слышу–понимаю–записываю.

Прежде чем приступать к написанию диктантов, необходимо провести значительную подготовительную работу, а направлена она должна быть на развитие целого ряда умений. Прежде всего, нужно поработать над гармоническим и мелодическим слухом. На начальном этапе для развития гармонического слуха подойдут упражнения на определение количества звуков: педагог играет на инструменте от одного до пяти звуков одновременно, начиная со среднего (привычного для восприятия) регистра, постепенно усложняя задачу (например, использовать сочетание белых и чёрных клавиш, что воспринимаемся труднее), расширяя диапазон звучания и используя разные регистры фортепиано, при этом ученики должны определить число нот. На первый взгляд, это задание может показаться лёгким, но оно вызывает определённые трудности. Практика показывает, что особенно трудно отличить три и четыре звука, взятых гармонически. Ещё одной трудностью является вариант звучания, при котором звуки расположены на небольшом (возможно, секундомер, тепловое или квантовое строение созвучия) расстоянии друг от друга: в этом случае их очень сложно мысленно разделить.

Для развития мелодического слуха полезно упражнение под названием "интонации": нужно взять шесть наиболее распространённых мелодических оборотов (опевание, поступенная, вспомогательная интонация, арпеджио, скачок и скачок с заполнением). Эти интонации нужно уметь петь и играть от разных звуков (диатонический и хроматический варианты), узнавать на слух (хорошо отличать друг от друга) и записывать. Причём на начальном этапе можно ограничиться лишь работой на инструменте и слуховым анализом, не "привязывая" их к конкретной тональности или ладу. Постепенно сложность этих интонаций должна нарастать: при анализе на слух необходимо различать восходящее или нисходящее направление, мажорную или минорную окраску, диатонические и хроматические интонации, интервальное строение. Все шесть перечисленных интонаций будут в последующем процессе работы встречаться в диктантах, а их узнавание значительно облегчит процесс написания.

Ещё одной важной формой подготовительной работы для написания диктантов является тренировка музыкальной памяти. Здесь будут полезны: заучивание наизусть небольших музыкальных фрагментов (детских или народных песен, пение мелодической линии пьес, изучаемых по специальности) и подбор по слуху от разных нот уже выученных мелодий.

Работа с метроритмом в классе сольфеджио также находит свое качественное отражение в диктанте, ведь ритмические упражнения формируют навыки правильной записи ритмических конструкций и их группировки в различных размерах, а также способствуют удержанию в памяти ритмического рисунка мелодии. Запись ритма представляет для учеников (даже с абсолютным слухом) значительную сложность наряду со звуковысотностью.

Диктант является весьма показательной формой работы на уроке сольфеджио, дающей представление об уровне подготовки ученика. Здесь на помощь приходят умение логически мыслить и быстро находить нужное решение. Однако главной целью работы над диктантом является формирование и развитие логического мышления, музыкальной памяти и концентрации. Задача педагога – научить детей успешно писать диктант, используя всевозможные «инструменты». Навык написания диктанта зависит от систематичности и углубленности работы на уроке, а успех во многом зависит от длительности и планомерности работы.

Выбор музыкального материала для диктанта – еще одно из важнейших условий успешного результата. Поскольку музыкальный диктант пишется «на слух», он должен быть ярким, логичным и запоминающимся. Здесь лучше всего подходят художественные образцы (из музыкальной литературы). Следует выбрать пример интересный и ясный по форме с выраженным ощущением стиля и жанра.

В процессе записибольшое значение имеет обстановка для работы, которую педагог создает перед её началом. Лучше всего – заинтересовать учащихся, обозначить проблему или яркую черту данного конкретного диктанта. Педагог может сперва назвать автора и рассказать, откуда этот фрагмент, дать краткую характеристику музыке.

После выполнения всех подготовительных упражнений и соответствующей психологической настройки, можно приступать к написанию диктанта. Однако начинать следует с более лёгких вариантов: фрагментарный диктант (обучающиеся вместе с педагоги выбирают отдельный фрагмент из целого музыкального построения и записывают его), эскизный диктант (учитель даёт на доске определённые "подсказки" - начало предложения, кульминацию или каденцию диктанта), устный диктант (с продеванием и проговаривание особенностей, но без записи).

В конечном итоге, развитый навык написания диктанта существенно помогает ученику на уроках специальности (читать ноты с листа и выучивать наизусть музыкальный текст), на занятиях хора и оркестра/ансамбля.

Каждая форма работы на уроке сольфеджио находит свое отражение в диктанте и складывается, в результате, в целостную картину качественного усвоения на практике музыкального и теоретического материала.

Библиография

1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М.: Просвещение,1983. – 221с.

2. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. – 191с.

3. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: 1990. - 158 с.

4. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки. // Психол. журн. – 1994. – № 6. – с. 130-132.