Про УМК «Школа России» говорят: «Создан в России и для России». В нем бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Учебно-методический комплекс «Школа России» предполагает применения в практикой деятельности учителя широкого спектра инновационных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебной и воспитательной работы с учащимися в процессе урочной и внеурочной деятельности. Учебный материал, структура и способы ориентированы на максимальное включение младших школьников в учебный процесс. Здесь заложен немалый воспитательный потенциал.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены обновленные требования к образовательным результатам и формам оценивания в рамках традиционного УМК. Оценка учителя теперь должна сопутствовать самооценки учащегося, где оценка – это успехи в развитии ключевых предметных компетенций, которые необходимы для продолжения обучения в средней и старшей школе, а также внеурочных достижений обучающихся.
Чтобы понять специфику технологии активного оценивания, необходимо раскрыть суть каждого его элемента в рамках УМК «Школа России».
Основными элементами технологии активного оценивания являются:
1. Определение целей урока
Цели должны формулироваться учащимися совместно с учителем. Они должны быть понятны и ясны, интересны и нацелены на практику. Дети должны знать, зачем они пришли на урок.
Например, к уроку во 2 классе по теме «Уравнения» дети уже изучили порядок выполнения действий в выражениях и знакомы с буквенными выражениями.
Цели урока, выдвигаемые для учителя.
К концу урока дети по планам должны достичь следующие:
1. обучающие цели:
- познакомятся с новым математическим понятием «уравнение»;
- сформируется умение решать уравнение, устанавливать взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания.
2. развивающие цели:
- продолжится развитие вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти;
- произойдёт активизация мыслительных процессов;
- продолжит развиваться устойчивая мотивация к процессу обучения;
- будет происходить развитие умений решать текстовые задачи;
3. воспитательные цели:
- воспитание стремления совершенствовать свою математическую речь;
- привитие самоконтроля, самооценивания, дети смогут находить, исправлять и оценивать самостоятельно результаты своих действий;
- повышение уровня познавательного интереса к предмету математики.
Цель урока на «языке ученика», которую дети формируют самостоятельно после этапа актуализации и подводки к теме урока, учитель только координирует деятельность учащихся:
- сегодня мы узнаем, что такое «уравнение», научимся распознавать уравнения среди других равенств и будем учиться решать уравнения.
2. Выработка критериев достижения цели и постановка ключевых вопросов
Критерии достижения цели – это система знаний, разделенных на главный и дополнительный материал. Грамотно выработанные критерии достижения цели создают благоприятную, дружескую атмосферу на уроках. Дети видят цель, знают критерии ее достижения, соответственно у них проявляется уверенность, что он движутся в правильном направлении, у них есть возможность сравнивать свои результаты с поставленными задачами.
Например, критерии достижения цели по окружающему миру, 3 класс, по теме «Тела, вещества, частицы»:
- Я знаю, что такое тела, вещества, частицы.
- Я умею классифицировать тела и вещества.
- Я могу выдвинуть предположения (гипотезы) и доказать их
- Я умею изображать частицы с помощью моделей.
Сформированные критерии успешности привносят ряд преимуществ в течение урока. Во-первых, дети выделяют главное из второстепенного. Во-вторых, в итоге выставления отметки за изученную тему у ребенка не возникает сомнения, что его работа оценена учителем необъективно, не по достоинству. И, в-третьих, ученик четко знает, какие требования он должен выполнить, чтобы получить хороший результат и быть успешным.
3. Обратная информация от педагога, других учащихся и самого ученика
Обратная информация содержит три обязательных элемента:
- положительные аспекты работы ученика;
- то, что требует исправления (улучшения);
- информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.
Например, на уроке русского языка в 4 классе учащиеся самостоятельно выполняли упражнение на закрепление знаний по теме «Наречие», упражнение 129, с.75.
После выполнения, учащиеся обменялись тетрадями со своей парой и сверили выполнение работы по образцу. После проверки, отметка не выставлялась, а заполнялась таблица:
Тема |
Достижение |
Поиск наречий в предложении |
|
Поиск частей речи |
|
Предлог |
|
Имя прилагательное |
|
Имя существительное |
|
Наречие |
|
Глагол |
|
Имя прилагательное |
|
Имя существительное |
|
Разбор слова по составу |
|
Приставка |
|
Корень |
|
Окончание |
|
Основа |
|
После проверки дети получали свои тетради и в устной форме сообщали о «западавших» темах, о своих успехах по сравнению с прошлыми работами.
4. Владение техникой постановки вопросов
Педагог, задавая вопрос, обязан учитывать особенности детей, особенности развития каждого ученика класса. Необходимо оставлять время на размышление, обдумывание и формулировку ответа на вопрос.
Например, на уроке литературного чтения учитель задает вопрос по русско-народной сказке «Иван-царевич и серый волк»: «Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья?», основываясь на концептуальную информацию, требующего ответа, который будет основываться на личном отношении ребенка к определенной ситуации.
5. Самооценивание и взаимооценивание
Технология активного оценивания нацелена на выработку самостоятельности и ответственности детей за своё обучение. За это в технологии отвечает элемент самооценивания и взаимооценивания. Для того, чтобы учащиеся с легкостью могли оценивать работы одноклассника и свою собственную, то есть выполнять функцию, которую раньше выполнял только учитель, их надо этому научить. Для этого педагогу необходимо разрабатывать критерии оценки вместе с учениками.
Например, учитель в 1 классе на уроке математике по теме «Состав чисел 8, 9 и 10» проводит проверочную работу.
На доске вывешены таблички с критериями достижения цели:
- знать название компонентов действий при сложении и вычитании;
- знать состав чисел 8,9,10;
- уметь решать примеры на вычитание;
- уметь решать задачу в одно действие – вычитание.
Раздав задания на карточках, учитель спрашивает: «Что нужно принять во внимание, чтобы задание было выполнено правильно?»
Ученики самостоятельно выполняют задание, затем меняются в парах своими работами и проверяют друг друга, сверяя с образцом, который выведен на компьютерную доску.
Использование самооценки и взаимной оценки позволяет каждому ученику ответить на вопрос: «Чему я научился?» и убеждает его в том, что, если он постарается понять и разобраться в неясных моментах, у него есть возможность повысить свою отметку.
6. Обратная связь
После того, как на уроке отработан элемент взаимооценивания и самооценивания, нельзя сказать, что использование технологии активного оценивания можно считать успешно примененной, так как необходимо еще обратить внимание на обратную связь.
В рамках УМК «Школа России» можно организовать обратную связь, используя разные способы, как в конце уроков, так и в конце раздела и года обучения определенному предмету.
Итак, применение технологии активного оценивания возможно в рамках УМК «Школа России», но при переходе на технологию активного оценивания необходимо знакомить учеников с её элементами.