Использование технологии активного оценивания в рамках традиционного УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», оценка учебных достижений, оценивание, оценка, активное оценивание


Про УМК «Школа России» говорят: «Создан в России и для России». В нем бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Учебно-методический комплекс «Школа России» предполагает применения в практикой деятельности учителя широкого спектра инновационных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебной и воспитательной работы с учащимися в процессе урочной и внеурочной деятельности. Учебный материал, структура и способы ориентированы на максимальное включение младших школьников в учебный процесс. Здесь заложен немалый воспитательный потенциал.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены обновленные требования к образовательным результатам и формам оценивания в рамках традиционного УМК. Оценка учителя теперь должна сопутствовать самооценки учащегося, где оценка – это успехи в развитии ключевых предметных компетенций, которые необходимы для продолжения обучения в средней и старшей школе, а также внеурочных достижений обучающихся.

Чтобы понять специфику технологии активного оценивания, необходимо раскрыть суть каждого его элемента в рамках УМК «Школа России».

Основными элементами технологии активного оценивания являются:

1. Определение целей урока

Цели должны формулироваться учащимися совместно с учителем. Они должны быть понятны и ясны, интересны и нацелены на практику. Дети должны знать, зачем они пришли на урок.

Например, к уроку во 2 классе по теме «Уравнения» дети уже изучили порядок выполнения действий в выражениях и знакомы с буквенными выражениями.

Цели урока, выдвигаемые для учителя.

К концу урока дети по планам должны достичь следующие:

1. обучающие цели:

- познакомятся с новым математическим понятием «уравнение»;

- сформируется умение решать уравнение, устанавливать взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания.

2. развивающие цели:

- продолжится развитие вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти;

-  произойдёт активизация мыслительных процессов;

- продолжит развиваться устойчивая мотивация к процессу обучения;

- будет происходить развитие умений решать текстовые задачи;

3. воспитательные цели:

- воспитание стремления совершенствовать свою математическую речь;

- привитие самоконтроля, самооценивания, дети смогут находить, исправлять и оценивать самостоятельно результаты своих действий;

- повышение уровня познавательного интереса к предмету математики.

Цель урока на «языке ученика», которую дети формируют самостоятельно после этапа актуализации и подводки к теме урока, учитель только координирует деятельность учащихся:

- сегодня мы узнаем, что такое «уравнение», научимся распознавать уравнения среди других равенств и будем учиться решать уравнения.

2. Выработка критериев достижения цели и постановка ключевых вопросов

Критерии достижения цели – это система знаний, разделенных на главный и дополнительный материал. Грамотно выработанные критерии достижения цели создают благоприятную, дружескую атмосферу на уроках. Дети видят цель, знают критерии ее достижения, соответственно у них проявляется уверенность, что он движутся в правильном направлении, у них есть возможность сравнивать свои результаты с поставленными задачами.

Например, критерии достижения цели по окружающему миру, 3 класс, по теме «Тела, вещества, частицы»:

  1. Я знаю, что такое тела, вещества, частицы.
  2. Я умею классифицировать тела и вещества.
  3. Я могу выдвинуть предположения (гипотезы) и доказать их
  4.  Я умею изображать частицы с помощью моделей.

Сформированные критерии успешности привносят ряд преимуществ в течение урока. Во-первых, дети выделяют главное из второстепенного. Во-вторых, в итоге выставления отметки за изученную тему у ребенка не возникает сомнения, что его работа оценена учителем необъективно, не по достоинству. И, в-третьих, ученик четко знает, какие требования он должен выполнить, чтобы получить хороший результат и быть успешным.

3. Обратная информация от педагога, других учащихся и самого ученика

Обратная информация содержит три обязательных элемента:

  • положительные аспекты работы ученика;
  • то, что требует исправления (улучшения);
  • информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.

Например, на уроке русского языка в 4 классе учащиеся самостоятельно выполняли упражнение на закрепление знаний по теме «Наречие», упражнение 129, с.75.

После выполнения, учащиеся обменялись тетрадями со своей парой и сверили выполнение работы по образцу. После проверки, отметка не выставлялась, а заполнялась таблица:

Тема

Достижение
понимаю/не понимаю
+/-

Поиск наречий в предложении

 

Поиск частей речи

Предлог

 

Имя прилагательное

 

Имя существительное

 

Наречие

 

Глагол

 

Имя прилагательное

 

Имя существительное

 

Разбор слова по составу

Приставка

 

Корень

 

Окончание

 

Основа

 

После проверки дети получали свои тетради и в устной форме сообщали о «западавших» темах, о своих успехах по сравнению с прошлыми работами.

4. Владение техникой постановки вопросов

Педагог, задавая вопрос, обязан учитывать особенности детей, особенности развития каждого ученика класса. Необходимо оставлять время на размышление, обдумывание и формулировку ответа на вопрос.

Например, на уроке литературного чтения учитель задает вопрос по русско-народной сказке «Иван-царевич и серый волк»: «Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья?», основываясь на концептуальную информацию, требующего ответа, который будет основываться на личном отношении ребенка к определенной ситуации.

5. Самооценивание и взаимооценивание

Технология активного оценивания нацелена на выработку самостоятельности и ответственности детей за своё обучение. За это в технологии отвечает элемент самооценивания и взаимооценивания. Для того, чтобы учащиеся с легкостью могли оценивать работы одноклассника и свою собственную, то есть выполнять функцию, которую раньше выполнял только учитель, их надо этому научить. Для этого педагогу необходимо разрабатывать критерии оценки вместе с учениками.

Например, учитель в 1 классе на уроке математике по теме «Состав чисел 8, 9 и 10» проводит проверочную работу.

На доске вывешены таблички с критериями достижения цели:

- знать название компонентов действий при сложении и вычитании;

- знать состав чисел 8,9,10;

- уметь решать примеры на вычитание;

- уметь решать задачу в одно действие – вычитание.

Раздав задания на карточках, учитель спрашивает: «Что нужно принять во внимание, чтобы задание было выполнено правильно?»

Ученики самостоятельно выполняют задание, затем меняются в парах своими работами и проверяют друг друга, сверяя с образцом, который выведен на компьютерную доску.

 Использование самооценки и взаимной оценки позволяет каждому ученику ответить на вопрос: «Чему я научился?» и убеждает его в том, что, если он постарается понять и разобраться в неясных моментах, у него есть возможность повысить свою отметку.

6. Обратная связь

После того, как на уроке отработан элемент взаимооценивания и самооценивания, нельзя сказать, что использование технологии активного оценивания можно считать успешно примененной, так как необходимо еще обратить внимание на обратную связь.

В рамках УМК «Школа России» можно организовать обратную связь, используя разные способы, как в конце уроков, так и в конце раздела и года обучения определенному предмету.

Итак, применение технологии активного оценивания возможно в рамках УМК «Школа России», но при переходе на технологию активного оценивания необходимо знакомить учеников с её элементами.