Класс - 8 класс.
Тип урока - комбинированный с интеграцией кадетского компонента.
Раздел изучения - Климат России.
Цель: описание климатической области нашей страны с точки зрения условий жизни и деятельности людей опираясь на знания понятий климат и типы климата России.
Задачи:
- Определить типы климата, климатические области территории России;
- Описать климатическую область с точки зрения условий жизни и деятельности людей, опираясь на статистический и картографический материал (работа с тематическими картами);
- Закрепление понятия климат и климатообразующие факторы.
Предметные результаты:
- знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Личностные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Виды деятельности: исследование, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа с тематическими картами и оформление практической работы.
Основные термины и понятия: климат, климатообразующие факторы, климатический пояс, климатическая область, климатограмма.
Оборудование: мультимедийная презентация, воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, дополнительный картографический и статистический материал, атласы.
Планируемые результаты:
- положительный эмоциональный настрой во время занятия;
- осознание значимости изучения характеристики климатической области с точки зрения жизни и деятельности человека через поисково-исследовательскую деятельность;
- выявление различий в понятиях, дать им определение;
- заинтересованность воспитанников в изучении темы урока для формирования патриотических чувств по отношению к своему Отечеству;
- желание воспитанников в прочтении воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны.
Методические условия успешного проведения занятий:
- совместная работа учителя и воспитанников по подготовки занятия:
- творческий поиск активных форм проведения урока-исследования;
- использование наглядного материала, литературных источников, произведений живописи «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». Юон К.Ф. 1942 г., Диорама «Битва под Москвой. 1941 год.» П.В.Рыженко с группой художников: Д.А.Ананьев, В.М.Богданов, И.В.Кузнецов, И.М.Лебедев, С.Н.Трошин;
- выполнение практической работы №5;
- изучение тематических карт атласа.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Построение в аудитории, старшина отделения сдает рапорт, учитель приветствует кадет.
II. Проверка домашнего задания
Слайд № 2
Географический диктант. Проверка терминов по теме «Климат России».
Закончите предложения:
1. Излучение солнцем тепла и света называется…..
2. Область высокого давления в Восточной Сибири называется….
3. Переходная зона между двумя воздушными массами называется….
4. Атмосферные вихри с низким давлением в центре…..
5. Движение воздуха от центра к периферии с отклонением по часовой стрелке происходит в ….
6. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, называется ….
7. Отношение годовой суммы осадков к испаряемости называется …
8. Самая низкая температура на территории России наблюдается в ….
9. Самая высокая температура на территории России летом наблюдается на территории ….
10. Общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, называется…..
Учащиеся заполняют таблицу с определениями. (Приложение №1)
Работа с картами электронного атласа на платформе LECTA https://lecta.rosuchebnik.ru/.
Карта «Климатические пояса и типы климата» стр.28.
Слайд № 3
III. Практическая работа № 5 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и деятельности людей на примере событий ноября-декабря месяца 1941 года»
На доске картины посвященные обороне Москвы 1941 года. Материал кадетского компонента разделы «Дни воинской Славы».
Слайд № 4
Учитель обращает внимание на первое событие Великой Отечественной войны изменившее дальнейшее ход событий войны и веру в победу.
«5 декабря 1941 года советские войска перешли в наступление, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во Второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости».
Слайд № 5
Изучая тему климата, климатические характеристики отдельных климатических областей мы должны будем выявить климатические особенности территории, которая изображена на произведениях живописи.
Какова же цель предстоящей работы?
Цель предстоящей части работы на уроке географии будет состоять в определение климатических параметров местности изображенной на диораме и климатических условий, в которых пришлось сражаться воинам, в том числе и нашим иркутянам под руководством А.П.Белобородова.
Задание №1. Используя тематическую карту «Климатические пояса и области России» определите, в каком климатическом поясе и климатической области разворачиваются события, представленные на картинах? Ответ оформите в Практической работе. (Приложение 2)
Задание №2. Используя текст учебника, охарактеризуйте данный тип климата. Описание оформите в Практической работе. (Приложение 2)
Слайд № 5
А сейчас немного истории
Рассмотрите график хода температур ноября - декабря 1941 года. Ходят упорные слухи, что в это время были лютые морозы. Обратимся к графику.
Как видно из графика, 1.11 минимальная температура воздуха составляла -3 градуса; не слишком-то холодно. 7.11 минимальная температура упала до -8 градусов.
12–13 ноября градусник опускается ночью до минус 18 градусов, днем было от -12 до -8. С 18 по 30 ноября минимальная температура находилась в среднем на отметке -10. Но это ночью; днём же температура колебалась от -8 до 0. 4-7 декабря ночью стояли морозы -25 градусов. Днем температура в эти два дня упала от 0 до -20 градусов. Но уже 9 декабря минимальная температура поднялась до 0 градусов.
А вот что писал участник боев под Москвой советский офицер и разведчик Д.Дженчураев (учитель цитирует):
«В последних числах декабря морозы поднялись до 25 градусов. Снег доходил до брюха коней. Гужевому транспорту и машинам невозможно свернуть с дороги.
Если к концу месяца температура снизилась до -25 град, то в течение месяца, можно предполагать, составляла и 20, и 15, и 10 град. ниже нуля, что вполне соответствует московскому климату и не считается «жестокими» морозами».
Слайд № 6
Задание №3. Рассмотрите климатограмму. Определите средние температуры ноября и декабря, а также количество осадков, выпавшее за этот период. Данные запишите в Практической работе. (Приложение 2)
Сравним описание графика хода температур и данных климатограммы. Сделайте вывод. (Приложение 2)
В заключение отметим:
1. Территория Московской области находиться в умеренном климатическом поясе с умеренно-континентальным типом климата.
2. Летом температурные показатели имеют амплитудный разбег от +12°С до +24°С в среднем. Зимой от -4°С до -24°С. При этом годовая амплитуда составляет в среднем 48°С. Среднее количество осадков 500-600 мм.
3. Температурный ход ноября и декабря месяца соответствует норме.
Из личных воспоминаний Д.Дженчураева (учитель цитирует)
Слайд № 7
«Вовсе не «страшные» морозы (которых не было), а снег и огромные расстояния стали помехой фашистам!.. Подвоз боеприпасов, продовольствия, медикаментов и прочего снизился на порядок. … Немцев выручал гужевой транспорт, но этот транспорт имел очень малую скорость передвижения и был малопроизводительным. У советских же воинов тыл располагался близ линии фронта... В декабре к Москве подоспели свежие сибирские дивизии: солдаты поступали обученные, сытые, одетые в полушубки, обутые в валенки и прекрасно вооружённые... Так или иначе, фюреру под Москвой пришёл
«капут», что было совершенно естественно и ожидаемо всем советским народом».
IV. Домашнее задание
Параграф 14. Вопрос №6. Подготовить материал из воспоминаний А.П.Белобородова об условиях сражения под Москвой в ноябре - декабре 1941 года.
V. Рефлексия
Слайд № 8
Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.
Сегодня я узнал…. | Я научился… |
Я выполнял задание… |
У меня получилось… |
Я понял… |
Я удивился… |
Теперь я могу… |
Мне захотелось… |
Я почувствовал… |
Я попытался… |
Я приобрёл… |
Урок дал мне для жизни… |
Обсуждение результатов работы. Выставление и комментирование оценок.
Спасибо за урок!
Источники информации
1. Дженчураев Д. «Фронтовые записки пограничника». - Фрунзе: Кыргызстан, 1966. - 290 с.
2. График температуры под Москвой ноябрь-декабрь 1941 года https://yandex.ru/search/?text=%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B A%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82% D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%9C%D0%BE
%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F% D0%B1%D1%80%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80
%D1%8C%201941%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0&lr=63&clid=2270429
&win=255
3. Геоинформационная система «Метео измерения онлайн» Прогнозы погоды
http://thermo.karelia.ru/weather/smis1264.shtml