ТРИЗ-технология как средство формирования успешности учения младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ТРИЗ-технологии, УМК «Начальная школа 21 века»


В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в широком круге проблемных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические особенности развития.

Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, при этом служит средством формирования успешности учения младших школьников.

Одним из условий успешности является необходимость познакомить учащихся с приемами и методами ТРИЗ-технологии;

  • подобрать модели, приемы, методы РТВ (развития творческого воображения), т.к. в начальной школе в основном используются методы РТВ.
  • продолжить использование приемов и методов ТРИЗ-технологии на уроках с целью получения результатов в мотивационной и учебной деятельности.

Основным видом деятельности первоклассников является игровая деятельность, которая не теряет своей актуальности в последующие годы. ТРИЗ-технология преимущественно игровая, которая предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

Многие модели ТРИЗ-технологии в виде игр хорошо ложатся на программный материал системы «Начальная школа 21 века» по основным предметам.

К ним относятся:

  • Работа с проблемными ситуациями.
  • Организация проектной деятельности.
  • Методы создания речевых творческих продуктов (раскадровка и синтез пословиц, творческие сочинения (Проба пера. Сочинялки.)
  • Думаем и фантазируем. (Окружающий мир)

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, перед учителем стоят цели: развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является необходимым условием успешности учения. Органическая связь общеучебных интеллектуальных умений и стоящие за ними психологические явления служат необходимым и достаточным средством для осуществления младшими школьниками успешной учебной деятельности.

Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий на разных уроках.

Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор» или диафильм. Минимальная модель - 9 экранов, но в первом классе можно начинать работу с использованием трех экранов, постепенно увеличивая до 9 экранов.

Эта модель является универсальной. Ее можно применить и на других уроках. Например: «Литературное чтение», первый класс, тема «Буква Т »

В алфавите

В слогах

Предложения

В летне букв

В словах

Терпенье и труд все перетрут

Признаки звуков

В словосочетаниях

Стихотворение

1. При написании сочинения, важно испытывать рассуждение от 1 лица

Я - пушистая новогодняя елка. Мне 7 лет. Раньше я росла в лесу. Сейчас я стою в большом зале, украшенная игрушками и гирляндами. Я слышу песни и стихи, которые поют и читают дети. До меня доносятся запахи фруктов, пирогов и тортов. Мои ветки держат игрушки и гирлянды. Вокруг меня дети водят хоровод.

После окончания праздника меня повезут на фабрику. Там из меня и других елок сделают карандаши и линейки.

Это шаг к проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это моменты интеллектуального затруднения, котором имеющийся опыт человека не показывает выход из создавшегося положения. При формулировке проблемных ситуаций существует алгоритм, состоящий из 3 шагов:

  • Что имеем?
  • Что хотим?
  • Что мешает?

Методы решения проблемных ситуаций разнообразны. Одно из средств решения проблем в работе с младшими школьниками - это использование типовых приёмов фантазирования (ТПФ).

В гости к детям приходят волшебники: Увеличения, Уменьшения, Дробления - Объединения, Универсал, Оживления, Путаница, Волшебник времени. Приведу пример фрагмента урока математики в первом классе по теме «Длина».

Учитель: Дюймовочку хочет поймать крот! Надо ей помочь. Какие волшебники нам помогут?

Ученики: Волшебник Увеличения. Увеличим ее в росте, крот не сможет схватить ее. Она будем выше деревьев и увидит, куда идти.

Ученики: Волшебник Времени. Может изобрести машину времени. Она отнесет нас обратно домой.

2. Сочинение сказок с отрицанием

Например:

Не жили - не были, не снесла. Не бил, не разбил и т.д. по теме правописание частицы не с глаголами.

3. Создание фантастических проектов

Организуя работы над проектом, мы ставили следующие задачи:

1. Научить осмысленной организации коллективного творческого дела:

а) видеть проблему (зачем мы это делаем?);

б) использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;

в) планировать конечный результат;

г) знать способы достижения поставленной цели.

2. Научить работать в группах.

3. Научить пользоваться различными источниками информации и способами обработки.

4. Научить публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Стартом проекта служит задача, которую детям нужно решить, но способа ее решения они пока не знают. Проекты возникали от конкретной проблемы. Для решения этих проблем нужно выполнить ряд заданий, этапы проекта:

  1. Формулируем проблему и исследовательский вопрос.
  2. Собираем «копилку объектов».
  3. Классификация.
  4. Работа со справочниками и энциклопедиями.
  5. Наблюдения, эксперименты, вопросы.
  6. Обобщение полученных результатов.
  7. Презентация проекта.

Каждый ребенок в ходе работы над проектом находит свою место в общем деле. Младшие школьники, работая коллективно, в группах, взаимно мотивируют друг друга на работу, поддерживая интерес к проблеме на должном уровне. Конечным итогом проектной деятельности является выделение главного и аргументирование выводов на основе систематизации знаний, а помогают в этом методы создания речевых творческих продуктов.

Для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц».

Алгоритм работы.

1) Прочитай текст.

2) Раздели его на части.

3) Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой, либо резко меняется настроение героя.

4) Обсуждаем каждый кадр.

  • Что делает этот герой?
  • Зачем он это делает?
  • Что он получает в результате?

5) Итог: презентация диафильма.

Фантастичность решения помогает мотивировать познавательную деятельность, развивать воображение. Далее целесообразно решить эту же ситуацию реальным способом.

4. Коллективное сочинение сказок по опорным предметам не связанным между собой, слова с буквой ё: свекла, пес, мед

Жил-был пес….

5. Составляем пословицы

Модель пословицы:

Кто... (характер), тот...(результат).

Кто...(действие), тот ...(результат).

Кто... (цель), тот... (результат).

6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль

  • Какие кадры для вас самые важные?
  • Какая пословица для вас самая важная?
  • На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.
  • Составляем пословицы по первому и последнему кадру.
  • К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)
  • Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)
  • Целесообразно эту работу проводить на уроках литературного чтения.
  • Кто думает о себе, тот будет наказан.
  • Кто мать не почитает, тот в беду попадает.

Знакомая пословица: как аукнется, так и откликнется.

Тематика фантастических сочинений из опыта работы:

  • «Письмо лесному жителю» - 1 класс;
  • «Как Маша стала снежинкой» - 1 класс;
  • «Подарок елочке» - 1 класс и др.

Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии (основанной на ОТСМ - общей теории сильного мышления и ТРТЛ - теории развития творческой личности) являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

У детей формируется высокая мотивация к учебе, ошибка не вызывает у них боязни, так как сама тоже является результатом работы.

Дети развиваются в соответствии со своим биологическим ритмом, проявляют высокую активность на уроке, так как модели ТРИЗ являются мощнейшим механизмом увлекательного обучения. Одним из критериев успешности на уроке есть доступность и посильность. В ТРИЗ-технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения.

На уроках русского языка в своей практике использую более 15 - лет авторскую методику В.В.Лайло «Повышение грамотности и развитие мышления», Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», которые способствуют развитию интеллектуальной гибкости при эффективном использовании ряда способов:

- Один из способов – поиск противоположных предметов путем сопоставления существующих и несуществующих признаков:

№1

  • Букварь-к
  • Кровать- м
  • Ель-?

Данный способ эффективен в плане развития детского воображения.

Сочинение лимериков (стишки-небылицы) начинаются с подбора одного схожего слова.

Затем с нескольких слов, подбор картинок, которые рифмуются, сочинение фраз и четверостиший.

Лисица – учиться;

Ловко – морковка,

Ай, да, умная лисица,
Очень хочется учиться.
Пишет буквы она ловко
И за это ей - морковка.

Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в после дующей работе. Ребята с интересом и удовольствием создают свой творческий продукт не только в классе на уроках, но и дома - самостоятельно.

Чтобы создать успешность в обучении младших школьников, необходимо овладевать новыми идеями, новыми методами и новыми технологиями. ТРИЗ-технология позволяет конкретно реализовывать задачи обновления и модернизации школы. Творческий учитель всегда найдет какую-то изюминку, что-то новое и достойное внимания в любом интересном уроке, независимо от того, какую программу он реализует.