К вопросу о выявлении и развитии творческого потенциала младших школьников (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: одаренные дети


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
они красиво зазвучат».

Изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к личности человека. Современной России необходима неординарная творческая личность с высоким интеллектом и такими способностями, как: креативность, самостоятельность, коммуникативность, способность быстро принимать решения, стремление к достижению высокого уровня компетентности. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому проблема развития детской одаренности в настоящее время становится все более актуальной.

Одарённость – это ряд способностей, обеспечивающее успешное выполнение определенного рода деятельности. Поэтому, при выявлении одарённости необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

По Б.М.Теплову способности делятся на:

  • Общие способности – определяют успехи человека в различных видах деятельности (мыслительные способности, тонкость и точность ручных, движений, память, речь).
  • Специальные способности - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы возможности особого рода и их развитие.

Различают следующие виды способностей:

  • интеллектуальные - связаны с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
  • академические - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
  • творческие (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
  • художественные - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
  • социальные - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
  • психомоторные - тесно связаны с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы) [1].

Для диагностирования у детей высокого уровня интеллектуального развития учителя БОУ г.Омска «СОШ №132» используют следующие методики диагностики: тесты «Школьный тест умственного развития», «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г.Лускановой.

Уровень развития творческого потенциала, способностей к научной деятельности выявляются с помощью методики, созданные А.И.Савенковым «Оценка общей одаренности»; анкетирования как родителей, так и детей; наблюдения; создания экспериментальных ситуаций; организуются учебно-исследовательские работы; проводятся тестирования.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей играют важную роль не только для одарённых детей, но и для среднестатистического обучающегося.

В нашей работе интеллектуальные и творческие способности развиваются следующим образом:

- учитывается индивидуальный подход в работе со способными обучающимися на уроках и во внеурочное время;

- создается благоприятный психологический климат на учебных занятиях;

- используются нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-исследования, урок-проект, интегрированные уроки, уроки презентации, заочное путешествие и другие;

- в образовательный процесс включаются современные инновационные технологии: личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов, исследовательской, групповой, игровые технологии, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, КТД, технология «портфолио»и др.

- используются разнообразные методы обучения, включающие детей в коллективный поиск, решение проблемных ситуаций, проведения исследования, совместное выполнение проекта, метод решения учебных задач, учебный диалог, метод самостоятельной работы;

- ставятся перед собой такие задачи: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, поисковой активности, учить детей рассуждать, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения;

- включаются в уроки интеллектуально-творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие; игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты; игры на формирование умения анализировать.);

- предлагаются детям задания: «догадайся», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус", которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

Выявление у младших школьников творческих способностей происходит путем проведения теста на диагностику творческого потенциала и креативности Рогова Е.И.; теста П.Торренса на творческое мышление; опросника Ф.Татл и Л.Беккер (для родителей и педагогов); педагогического наблюдения; анкетирования; бесед.

Для развития творческого мышления и творческого воображения педагоги БОУ "СОШ №132» предлагают обучающимся на уроках следующие задания: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; делать предположения прогнозного характера.

Для диагностики познавательных интересов используется методика Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка».

На уроках и внеклассных занятиях мы вовлекаем детей в общую познавательную деятельность при работе в группе, команде; учим сотрудничать при решении учебных задач; формируем умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятиях. Наблюдаем за внеурочной деятельностью обучающихся и анализируем продукты деятельности (творческие работы, проекты, исследования, портфолио).

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Стараемся привлекать обучающихся к участию в интеллектуальных школьных марафонах, олимпиадах школьного и муниципального уровня, во Всероссийских дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных проектах разных уровней.

Ведётся работа по развитию способностей обучающихся и во внеурочной деятельности. Например, организация занятий в кружке «Занимательная математика» способствуют совершенствованию мыслительных операций младших школьников, различных сторон внимания и увеличению объёма произвольного внимания детей, учат делать заключение из двух суждений, развивают умение сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умение делать обобщения, устанавливать закономерности.

Дети с интересом занимаются в кружке «Календарные народные праздники», где знакомятся со старинными русскими обрядами и обычаями, узнают приметы различных времён года, разучивают народные песни и танцы, расширяют свой кругозор. Такие занятия способствуют развитию речи, повышению двигательной активности учащихся, а также воспитывают чувство патриотизма у детей.

На занятиях кружка "Шахматные лабиринты" обучающиеся не только знакомятся с правилами игры, но и решают логические шахматные задачки, учатся вырабатывать стратегию, которая позволит успешно завершить игру.

Одним из способов выявления и развития творческих способностей детей являются занятия кружка "Волшебный мир оригами". Оригамика является игрой – содержательной, полезной и любимой детьми всех возрастов.В программу заложена математическая и экологическая направленность. Оригами развивает: фантазию и творческий потенциал, сообразительность, смекалку, интуицию, пространственное воображение, познавательный интерес, коммуникативные способности. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя также подготовку и проведение различных фестивалей, конкурсов, праздников, выставок творческих работ, игр. Большую роль здесь играют коллективные творческие дела, необходимые для развития личности ребенка.

Проектная деятельность, которой занимаются ребята на занятиях кружка "Я - исследователь" носят творческий, исследовательский и социально направленный характер. При организации работы над проектами используем различные виды экологической, духовно-нравственной ориентированной деятельности школьников, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности, НОУ (планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, участие в НПК).

Для того чтобы обучающиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, учителя ведут карту «Базу данных индивидуальных достижений учащихся», которая представлена в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные по всем учебным предметам и направлениям воспитательной работы в соответствии с требованиями программы.

Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения обучающихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных обучающихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью [2].

Подводя итог, нужно сказать, что при работе с одарѐнными детьми нужна системность. Залог успеха в сотрудничестве учителя и ученика. Учебный материал, изучаемый в школе, можно сравнить с почвой, необходимой для выращивания растений. А душевную теплоту учителя – с той невидимой атмосферой, без которой растение не сможет тянуться вверх.

Список литературы

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия, 2001. - 368 с.

2. Приоритетный национальный проект образование [Электронный ресурс]. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: минобрнауки.рф/проекты/пнпо (дата обращения: 22.11.2020)