«Образ Петрушки в музыке». Музыкальное развлечение для детей подготовительной группы

Разделы: Музыка

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Доставить радость от участия в музыкальном развлечения.

Задачи:

  • Познакомить с понятием, кто такие мастера кукольники.
  • Дать наглядное представление о кукольном театре на Руси.
  • Услышать образ Петрушки в музыкальных произведениях разных композиторов – русских, советских, зарубежных.

Оборудование: театральная ширма, кукла-бибабо – Петрушка, детские музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, погремушки), заготовки для аппликации, презентация, мультимедийная установка.

Ход досуга

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите мне, любите ли вы кукольные представления? А, вы? (обращаясь к воспитателю).

Дети: Да!

Воспитатель: Люблю ли я кукольные представления? Да, конечно, люблю! Но, наверное, и всем и всем ребятам нравится, когда вдруг из-за ширмы появляется кукла, начинает говорить и двигаться.

Музыкальный руководитель: Это теперь в разных городах мира построены специальные театры, в которых участвуют не обычные люди, а куклы. А раньше кукольные театры были только бродячими.

Воспитатель: А давайте сегодня ребятам расскажем, как это было.

Музыкальный руководитель: А так. Артисты ведь много места не занимали. Даже пять или десять кукол можно было уложить в небольшой сундук или сумку.

Воспитатель: Вот с такими сумками на плечах и бродили мастера кукольники из одного города в другой. Сами кукол делали, сами и спектакли показывали.

Придут, бывало, в город, где расположилась праздничная ярмарка, достанут из сундучка артистов кукол, да и начинают представление.

Музыкальный руководитель: Да, да, я думаю, посмотреть на такое представление сразу сбегались все дети. Ведь даже Буратино в известной сказке «Золотой ключик» не утерпел и вместо того чтобы пойти в школу, побежал смотреть на кукольное представление. Ребята, как вы думаете, какая игрушка у кукольника была главной?

Дети: Петрушка!

Воспитатель: Конечно, это был Петрушка. Самый смешной, забавный, веселый и самый любимый герой сказочных представлений. Как только над ширмой появлялись его колпачок с бубенцами и красная рубаха, ребята-зрители радостно хлопали в ладоши и кричали: «Петрушка, Петрушка!»

Музыкальный руководитель: А знаете, ребята, композиторы разных стран тоже любили этого героя и поэтому посвятили ему много музыки. Ребята, а вы хотите, чтобы сегодня к нам в гости пришли Петрушка и музыка про него?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Тогда давайте позовем его все вместе

Все хором: Петрушка!

На ширме появляется кукла би-ба-бо.

Петрушка: Здравствуйте, ребята, и уважаемые взрослые!

В гости к вам пришел Петрушка –
Всем известная игрушка.
Всем известный молодец,
А на шапке – бубенец!
Я речист и голосист,
Замечательный артист.
Я танцую и пою,
Слушай песенку мою.

Музыкальный руководитель: Петрушка, мы очень рады твоему приходу. Но речь сегодня пойдет не о тебе.

Петрушка (обижено): Не обо мне? Как же так? Зачем звали, зачем Петрушку зазывали?

Музыкальный руководитель: Не обижайся, пожалуйста. Не о тебе, а о музыке, которая написана про тебя композиторами.

Петрушка (веселеет): Ах, о музыке! У-ля-ля! Как я рад! Как я люблю музыку. Когда барабаны бьют (показывает движения рук барабанщика): ух-ух-ух!; тарелки звенят (Делает взмахи одной ладонью о другую): бзум-бзум-бзум! А какую будем музыку сейчас слушать?

Музыкальный руководитель: немецкий композитор Иоханес Брамс написал песенку, которую так и назвал «Петрушка».

Петрушка: Вот здорово, наверное она такая же веселая, как и я сам!

Музыкальный руководитель: Совершенно верно. И пусть во время ее звучания ребята помогут своей игрой на музыкальных инструментах. Смотрите, ребята, какие у нас есть музыкальные инструменты.. Вот бубен, на нем можно играть, ударяя или просто потряхивая. (Показывает). Вот колокольчики. Они соединены по трое, чтобы громче звенели. А вот и погремушки. (Раздает ребятам инструменты, просит показать, как они умеют играть). А еще, ребята, вы сможете сами подпевать этой песенке. Ведь там буквально через строчку повторяются слова «дили-дили-динь».

Итак, мы слушаем и исполняем песню композитора Брамса.

На экране, портрет композитора И.Брамса и Петрушки.

Звучит песенка «Петрушка» И.Брамс, дети играют на детских музыкальных инструментах.

Петрушка: Вот какую хорошую песню сочинил обо мне композитор Брамс. Она тоже веселая, радостная, звонкая, как я сам.

Музыкальный руководитель: А ты знаешь, Петрушка, что у тебя много родственников в других странах? Подобных тебе кукол весельчаков делали кукольники Италии, Англии, Франции. Только назывались они по- разному, но похожие. В Италии – Пульчинелла, в Англии – Панч, во Франции – Полишинель.

Петрушка: Вот здорово. Теперь я буду знать, что в других странах живут мои друзья.

Музыкальный руководитель: Об одном таком приятеле, французском петрушке по имени Полишинель, написал свою пьесу русский композитор Сергей Рахманинов. Эта пьеса так называется – «Полишинель». Сейчас мы ее послушаем.

На экране, слайд с изображением композитора С.Рахманинова и петрушки Полишинеля.

Звучит пьеса «Полишинель» С.Рахманинов

Петрушка: А она такая же задорная, как и песенка, которую мы только что слушали.

Музыкальный руководитель: Да. Можно сказать характер пьесы «Полишинель» громкий, бурный. Наверное, композитор хотел передать в музыке, как веселая кукла куролесит перед ребятами и изо всех сил старается их насмешить. Обратите внимание на самое начало пьесы. Затем снова аккорды. Она начинается так: звучит музыкальный аккорд, потом маленькая пауза, то есть тишина. Затем снова аккорд – и снова пауза. Кажется, как будто Полишинель несколько раз выглядывает из-за ширмы, подмигивает и снова прячется. А потом он выпрыгивает и куролесит как хочет, как может!

Звучит пьеса С.В.Рахманинова «Полишинель».

На экране изображение Полишинеля и портрет композитора.

Петрушка: А какие еще музыкальные произведения написаны про меня?

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами посмотрим отрывок из балета, который будет понятен и вам. Он называется танец оживших кукол.

Представьте себе большую ярмарку, на которую приносят своих кукол-артистов хозяин кукольник. Звучала музыка, и куклы оживают. Музыка звучит громко и задорно. Но при этом ее главная мелодия часто повторяется, словно куклы, как заводные, автомотически делают одни и теже танцевальные движения.

Просмотр на экране фрагмента «Танец оживших кукол» из балета И.Стравинского «Петрушка».

Петрушка: Какой же музыкой мы завершим нашу сегодняшнюю встречу с ребятами?

Музыкальный руководитель: А давайте представим, что все родственники петрушки из других стран пришли к нам в гости.

Петрушка: Да, и все мы вместе прыгаем, кувыркаемся, смеемся! Гоп-Гоп-Гоп!

Портрет на экране Д.Б.Кабалевского

Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем пьесу композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Композитор Д.Б. Кабалевский сочинил много музыки для детей. В своих пьесах он рассказывает о разном настроении, разных игрушках и играх. Вспомните, как выступают клоуны в цирке: Сначала они хохочут, а потом у них фонтаном льются слезы, а потом снова смеются. Вот и пьеса «Клоуны» необычная. В ней постоянно меняется настроение: звучит то мажор, то несколько грустный минор.

Дети слушают пьесу «Клоуны» Д.Б.Кабалевского

Можно сделать коллективную работу - аппликацию «Клоуны на арене» (на заготовленном формате клоуны. Клоунам дать в руки мячи, кольца и другие атрибуты цирковой программы).

Музыкальный руководитель: Ну вот, сегодня ребята, познакомились с тем, как композиторы разных стран изображали Петрушку в своих музыкальных произведениях. Петрушка, может быть, ты на прощание скажешь что-нибудь ребятам?

Петрушка:

Краснощекий я Петрушка,
Я не кукла, не зверюшка,
Я мальчишка развеселый,
К вам пришел сегодня в гости.
Развеселый я проказник,
Вам устроил нынче праздник
Песни, танцы, игры, шутки
И веселые минутки.
Я – мальчишка-сорванец
Вот такой я удалец.
До свидания! Конец!

Дети выходят под веселую музыку из зала.