Учебный предмет |
Биология |
Авторы УМК |
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология.Человек.- М,Дрофа, 2017 |
Класс |
8 |
Название раздела программы |
Анализаторы |
Тема урока |
Слуховой анализатор. Гигиена органа слуха |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Познакомить обучающихся со строением и функциями слухового анализатора |
Задачи урока |
Образовательные: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о слуховом анализаторе; изучить строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, на основе межпредметных связей выяснить особенности восприятия звука у человека. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Предметные: развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету. |
Межпредметные связи |
Физика, зоология, экология, музыка |
Используемые методы, технологии |
Объяснительно-иллюстративный, эврестический. Технологии проблемного обучения, критического мышления, здоровьесбережения, ИКТ. |
Используемые формы работы |
Индивидуальная, парная |
Основные понятия и термины |
анализатор, орган слуха, наружное, среднее ухо, внутреннее, слуховая труба |
Оборудование (для учителя, для учащихся) |
Компьютер, проектор, мультимедиа-средств обучения, слайды с иллюстрациями, терминами, понятиями, видеоролик, аудиозапись. |
Организационная структура урока |
||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
|
учителя |
учащихся |
|||
1
|
Организационный момент |
Личностные: |
Вступительное слово учителя |
Приветствуют учителя |
Актуализация опорных знаний |
Регулятивные: умение организовать выполнение |
Выявляет уровень знаний. |
Ученик на доске рисует схему строения глазного яблока.
Отвечают на вопросы. |
|
2 |
Актуализация субъективного опыта |
Регулятивные: умение организовать выполнение |
- «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить» |
Отвечают на вопрос учителя |
3 |
Мотивация |
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Звуковая релаксация. (звуки природы, шум воды и пение птиц) |
Слушают музыку. |
- Какой орган чувств вам помог воспринять информацию? - Что такое звук с точки зрения физики? |
Отвечают на вопрос (Орган слуха) Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах. |
|||
- Звуковая волна может быть вызвана колебаниями частиц какой-либо среды (жидкой, твердой или газообразной) - А можем ли мы увидеть звук? - Но мы можем доказать, что звук вызван механическими колебаниями. - Мы живем в мире звуков: пение птиц, звуки, музыки, шум леса, транспорта… |
Отвечают на вопрос - Нет. |
|||
-Что же является источником звука? Для ответа на вопрос мы просмотрим видеофрагмент «Резонанс камертонов». С курса физики вы знакомы с прибором камертон. |
Смотрят видеофрагмент. - Звук вызван механическими колебаниями камертона. |
|||
- С помощью какого органа чувств мы слышим звук? - Как вы думаете, о каком органе чувств сегодня на уроке пойдет речь? Итак, тема нашего урока «Слуховой анализатор человека. |
- Органа слуха - ухо. Орган слуха - слуховой анализатор. Записывают в тетрадь тему урока. |
|||
4 |
Постановка учебной задачи |
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее задачей. |
- Что вы знаете о слуховом анализаторе? |
- познакомиться со строением и функциями слухового анализатора; |
5 |
Открытие «нового» знания |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, нахождение общих решений в группе |
1. - Любой источник звука возникает в результате колебания источников. |
-Источником звука является, колеблющие тела и что звук распространяется в упругой среде.
- Микрофон принимает и усиливает звуки.
|
2. Значение органа слуха (Слайд 2) 3.Орган слуха человека подразделяется на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. (Слайд 3) |
Слушают учителя. | |||
Вспомним в ходе эволюции, у какого животного возникло впервые внутреннее ухо? | -У рыб | |||
-У кого впервые возникает среднее ухо? | -У земноводных | |||
-У кого впервые возникло наружное ухо? | -У млекопитающих | |||
4. Исследование частей уха вы проведете самостоятельно. Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку, обсудите и назовите части органа слуха и их функции. (Слайды 4,5,6) Результаты совместной работы занесите в таблицу «Строение органа слуха». 1,4 пара – строение наружного уха; 2,5 пара – среднего уха; 3,6 пара - внутреннего уха. |
Парная работа по изучению строения органа слуха, заполняют таблицу. | |||
6 |
Первичное усвоение новых знаний |
Регулятивные: установление усвоения учащимися содержания новых понятий, закономерностей, устранение пробелов в знаниях. |
1.Для проверки качества выполненного задания учащимся на слайде дается заполненная таблица. |
Корректируют результаты, комментируют, что было сделано не правильно, в чем затруднялись. (Слайд 7) |
2. Гигиена органа слуха. (опережающее задание) 3. Физкультминутка «Разминание ушной раковины» |
Сообщение учащегося (Слайд 8) Под музыку выполняют упражнения. |
|||
7 |
Первичная проверка понимания |
Познавательные: структурирование знаний, установление причинно-следственных связей |
Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука «Звуковые волны»). Сейчас вы должны составить схему передачи звуковой волны в слуховом анализаторе. |
Смотрят видеофрагмент. Составляют схему. |
8
|
Первичное закрепление |
Познавательные, регулятивные |
Лабораторная работа №6 «Определение остроты слуха». (стр.319) (На данном этапе учащиеся работают с заданиями в тетрадях, делают выводы, анализируют) Метод измерения остроты слуха называют — аудиометрией |
Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записывают в тетрадях). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов. |
Анализ |
|
Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? |
Ответы учащихся |
|
9 |
Итоги урока. Информация о домашнем задании |
Коммуникативные: Обсуждение оценки |
Выставляют себе оценку, записывают д/з: - Прочитать §51 учебника, выполните задание 1-2 (стр.319) |
Самоопределение |
10 |
Рефлексия |
Личностные: |
Мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке. |
Сегодня на уроке я… |