Урок биологии по теме «Слуховой анализатор»

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: биология


Учебный предмет

Биология

Авторы УМК

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология.Человек.- М,Дрофа, 2017

Класс

8

Название раздела программы

Анализаторы

Тема урока

Слуховой анализатор. Гигиена органа слуха

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить обучающихся со строением и функциями слухового анализатора

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о слуховом анализаторе; изучить строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, на основе межпредметных связей выяснить особенности восприятия звука у человека.
Развивающие: содействовать формированию мыслительной активности обучающихся; анализировать информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы,
Воспитательные: способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные: развивать понятие «анализатор», сформировать знания о строении и функциях уха; развивать познавательный интерес к предмету.
Метапредметные: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания на практике, осуществлять межпредметные связи: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий.
Личностные: Формирование гигиенических и экологических навыков учащихся, сознательного отношение к своему здоровью.

Межпредметные связи

Физика, зоология, экология, музыка

Используемые методы, технологии

Объяснительно-иллюстративный, эврестический. Технологии проблемного обучения, критического мышления, здоровьесбережения, ИКТ.

Используемые формы работы

Индивидуальная, парная

Основные понятия и термины

анализатор, орган слуха, наружное, среднее ухо, внутреннее, слуховая труба

Оборудование (для учителя, для учащихся)

Компьютер, проектор, мультимедиа-средств обучения, слайды с иллюстрациями, терминами, понятиями, видеоролик, аудиозапись.

 

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

 

Организационный момент

Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Вступительное слово учителя
-Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем, настроимся на позитивные эмоции и продуктивную деятельность.

Приветствуют учителя
Эмоциональный настрой

Актуализация опорных знаний

Регулятивные: умение организовать выполнение
заданий учителя.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
С классом проводится фронтальный опрос.
- Что такое анализатор?
- Какие защитные приспособления имеет глаз?
- Что такое зрачок? Каковы его функции?
- Как работает хрусталик?

Ученик на доске рисует схему строения глазного яблока.

 

Отвечают на вопросы.

2

Актуализация субъективного опыта

Регулятивные: умение организовать выполнение
заданий учителя.

- «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить»
Помните о том, что умение слушать – это одно из ценных качеств человека.
-Для чего человеку необходимы слух и уши?

Отвечают на вопрос учителя

3

Мотивация

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Звуковая релаксация. (звуки природы, шум воды и пение птиц)

Слушают музыку.
В ходе прослушивания аудиозаписи называют все звуки, которые они услышали.

   - Какой орган чувств вам помог воспринять информацию?
- Что такое звук с точки зрения физики?
Отвечают на вопрос
(Орган слуха)
Звук – это механические упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах.
- Звуковая волна может быть вызвана колебаниями частиц какой-либо среды (жидкой, твердой или газообразной)
- А можем ли мы увидеть звук?
- Но мы можем доказать, что звук вызван механическими колебаниями.
- Мы живем в мире звуков: пение птиц, звуки, музыки, шум леса, транспорта…
Отвечают на вопрос
- Нет.
-Что же является источником звука?
Для ответа на вопрос мы просмотрим видеофрагмент «Резонанс камертонов». С курса физики вы знакомы с прибором камертон.
Смотрят видеофрагмент.
- Звук вызван механическими колебаниями камертона.
- С помощью какого органа чувств мы слышим звук?
- Как вы думаете, о каком органе чувств сегодня на уроке пойдет речь?
Итак, тема нашего урока «Слуховой анализатор человека.
- Органа слуха - ухо.
Орган слуха - слуховой анализатор.
Записывают в тетрадь тему урока.

4

Постановка учебной задачи

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее задачей.

- Что вы знаете о слуховом анализаторе?
- Что бы вы еще хотели узнать на уроке о слуховом анализаторе?
-Чего мы должны достичь в результате нашей совместной работы?

- познакомиться со строением и функциями слухового анализатора;
- выяснить причины заболеваний органов слуха, узнать о правилах гигиены слуха.

5

Открытие «нового» знания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, нахождение общих решений в группе
Личностные: овладение основами логического мышления.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием источноков информации
Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей

1. - Любой источник звука возникает в результате колебания источников.
Ребята, как вы думаете, что является проводником звука?
- Правильно. А теперь осталось выяснить, как звук воспринимается?
Когда артисты выступают на сцене используют микрофон? Как Вы думаете почему? Да, микрофон является приемником звука, он преобразует звуковые – механические колебания в электрические. Эти, сигналы микрофон усиливает. У человека орган слуха является приемником звука. Принцип действия его такой же, как у микрофона.

-Источником звука является, колеблющие тела и что звук распространяется в упругой среде.

 

- Микрофон принимает и усиливает звуки.

 

2. Значение органа слуха (Слайд 2)
3.Орган слуха человека подразделяется на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. (Слайд 3)
Слушают учителя.
Вспомним в ходе эволюции, у какого животного возникло впервые внутреннее ухо? -У рыб
-У кого впервые возникает среднее ухо? -У земноводных
-У кого впервые возникло наружное ухо? -У млекопитающих
4. Исследование частей уха вы проведете самостоятельно. Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку, обсудите и назовите части органа слуха и их функции. (Слайды 4,5,6) Результаты совместной работы занесите в таблицу «Строение органа слуха».
1,4 пара – строение наружного уха;
2,5 пара – среднего уха;
3,6 пара - внутреннего уха.
Парная работа по изучению строения органа слуха, заполняют таблицу.

6

Первичное усвоение новых знаний

Регулятивные: установление усвоения учащимися содержания новых понятий, закономерностей, устранение пробелов в знаниях.

1.Для проверки качества выполненного задания учащимся на слайде дается заполненная таблица.

Корректируют результаты, комментируют, что было сделано не правильно, в чем затруднялись. (Слайд 7)

2. Гигиена органа слуха. (опережающее задание)

3. Физкультминутка «Разминание ушной раковины»
На раковине уха находится большое количество активных точек, которые связаны с разными внутренними органами человека, а также органами чувств. Для их активизации врачи рекомендуют делать массаж ушной раковины. Чем мы с вами сейчас и займемся.
-Начинаем массаж ушей с поглаживания и растирания ушных раковин.
-Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
-Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
-Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

Сообщение учащегося (Слайд 8)

Под музыку выполняют упражнения.

7

Первичная проверка понимания

Познавательные: структурирование знаний, установление причинно-следственных связей
Личностные: осознание значимости изучения учебного материала

Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука «Звуковые волны»). Сейчас вы должны составить схему передачи звуковой волны в слуховом анализаторе.

Смотрят видеофрагмент. Составляют схему.
(Слайд 10)

8

 

Первичное закрепление

Познавательные, регулятивные

Лабораторная работа №6 «Определение остроты слуха». (стр.319)

(На данном этапе учащиеся работают с заданиями в тетрадях, делают выводы, анализируют)

Метод измерения остроты слуха называют — аудиометрией
Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем  расстояние, на котором тиканье часов услышано. (Нормальным считается расстояние 10–15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Какой вывод можно сформулировать?

Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записывают в тетрадях). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.

Анализ

 

Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке?
Какие знания вам пригодятся в повседневной жизни?

Ответы учащихся

9

Итоги урока. Информация о домашнем задании

Коммуникативные: Обсуждение оценки
Познавательные: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выставляют себе оценку, записывают д/з: - Прочитать §51 учебника, выполните задание 1-2 (стр.319)

Самоопределение

10

Рефлексия

Личностные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке.
Оцените свою работу,
выберите любое продолжение реплики (На доске прикреплены)

Сегодня на уроке я…
- на уроке я узнал...
- мне было трудно…
- мои ощущения…
- эти знания мне пригодятся в жизни, например …
- самым интересным на уроке было

Технологическая карта