Каждый раз, говоря об эффективности образования, мы делаем акцент на знаниях и умениях, полученных учениками. Несмотря на то, что в ФГОС зафиксированы не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты, мы концентрируемся на первых двух, оставляя личностное развитие ребёнка слегка в стороне. Но можем ли мы говорить, что, научив ребёнка вычислять, чему равен корень из четырёх, мы дали ему возможность стать достойным человеком? На мой взгляд, каждый урок должен быть привлекателен для ребёнка, обучающийся должен иметь возможность изучить то, что интересно именно ему.
Как «заставить» школьника учиться? Именно такой вопрос задают родители, приходя на родительские собрания, и этот же вопрос негласно волнует большинство учителей. Каждый учитель понимает, что «заставить» ребёнка что-то делать невозможно. Но также каждый осознает, что почти любого ученика можно мотивировать к учебной деятельности. Не зря многие учителя говорят: «Не ученик не учится, а я не нашла к нему подход». Поиск такого подхода, на мой взгляд, и является одной из основных задач педагога. Обратив внимание на интересы обучающихся, развернув вектор их обучения на развитие их личностных качеств, мы сможем достичь не только повышения мотивации, но и улучшения уровня образованности в целом.
Начинать надо с малого. Давно известно, что для эффективной мотивации учеников наиболее правильной является опора деятельности учителя на образовательные потребности обучающегося. Для того чтобы выяснить образовательные потребности моих учеников (учеников 5-х классов), я провела анкетирование, целью которого было выяснить, какие секции, кружки и студии дети посещают после уроков, какие увлечения у них есть, чем бы ещё им хотелось заниматься, а также является ли математика для них интересной. Далее, обработав результаты опроса и выделив для себя наиболее значимые аспекты, я разделила свою дальнейшую деятельность на несколько этапов: создание базы заданий, содержащих отсылки к интересующим детей сферам деятельности, включение данных заданий в планы уроков по той или иной теме, предоставление ребёнку выбора, чтобы он хотел изучить в данный момент. А далее дело за малым. На каждом уроке ученик получает возможность выбрать одно из трёх заданий, связанных с теми или иными сферами жизни. В первую очередь, ему интересна не математическая составляющая, а содержание заданий, он изучает что-то новое, опираясь на сферу своих интересов, и лишь во вторую очередь, получает знание по предмету. Но далее знания, полученные в процессе работы, с большей охотой и простотой используются для решения стандартных математических задач.
Таким образом, отталкиваясь от интересов ребёнка, его личностных ориентиров, мы повышаем не только мотивацию ученика, но и качество полученных им знаний.