Класс: 3.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с приемом внетабличного деления суммы на число.
Задачи:
Образовательная:
- совершенствовать навык решения задач и примеров;
- закреплять табличные случаи умножения и деления;
Развивающая:
- развивать навыки внетабличного деления суммы на число.
Воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма,
- гордости за свой народ-победитель,
- воспитывать чувство сопричастности к истории страны.
Методы и приемы:
- Словесные: рассказ обучающихся, беседа.
- Практические: решение задач и примеров, выполнение упражнений у доски с пояснением.
- Наглядные: мультимедиа презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки, словари.
УМК: Школа России
Формируемые УУД:
Личностные:
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: патриотизм, добро, родина, семья, мир, настоящий друг, справедливость, гордость за народ, понимать позицию другого.
- Уважение к своему народу, к другим народам, понимание жестокости войны и ценности мира.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
- Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
- Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
- Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
- Умение ориентироваться в учебнике, словаре.
- Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
- Определять круг своего незнания.
- Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, экспоната, модели.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке математики мы с вами поговорим об одном из самых важных дней в истории нашей страны.
Эьэкээм суруга сытаахтыыр остуолга,
Элэйэн, саьаран, санатар сэриини
Уот, буулдьа быыьыгар дойдутун ахтара
Хас биирдии тылларга иьиллэр курдуга.
Турабын билигин се5ебун
Тебебун тенкетен, хонкутан
Хайдахтаах сыллары ааспыккын,
Хапсыьан, киирсиьэн, кыайбыккын!
(стихотворение на якутском языке про фронтовое письмо деда)
- Так о чем мы сегодня поговорим на уроке?
- У какого якутского поэта-воина в этом году был юбилейный год? (Тимофей Егорович Сметанин - 100 лет от рождения)
Бары кууьу-
Естее5у ултурутэргэ,
Бары кууьу-
Оло5у кемускуургэ!
2. Устный счет
1) - Угадайте число, в котором цифры десятков и единиц одинаковые и если умножить эти цифры получится 4 (22)
- Решите цепочку:
- Угадайте число, в котором: число десятков больше чем 3 десятка и меньше, чем 5 десятков, а число единиц – это самое маленькое натуральное число. (41)
- У нас получилось 22 1941
- 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, без объявления войны, вероломно напала на границы нашей страны.
(звучит песня «Священная война»)
2) – Найдите закономерность и скажите последующие числа:
- Поставьте полученные числа в увеличивающейся последовательности. (БРЕСТ)
- Первые удары войны приняла на себя Брестская крепость. Ее героические защитники боролись до самого последнего бойца.
3) – И последнее задание устного счета. Назовите числа, которые делятся на 9.
- 9 мая - праздник Победы. Мы с вами сегодня на уроке математики вместе с бойцами нашей армии пройдем весь их путь от Брестской крепости до Берлина, до Рейхстага, по Великим сражениям Великой Отечественной войны.
4) Чистописание. Число 9
3. Актуализация знаний
- Решите примеры: 2х7 3х8 4х6 5х5 6х9 7х8 8х8
- Какое слово у нас получилось? (ПАТРИОТ)
- Давайте найдем значение этого слова в словарях (работа по словарям)
- И от этого нового слова, значение которого мы с вами узнали, у нас получается девиз нашего урока.
Девиз: Кто любит Родину и свой народ, тот настоящий патриот.
- На прошлом уроке мы с вами начали учиться делить сумму на число. И сегодня мы продолжаем эту тему и пройдем новый способ данного деления.
Решите примеры:
- 28 : 2
- (11 + 13) : 6
- Захватчики продвигались вперед. 16 ноября 1941 года вражеская армия подошла почти вплотную к столице нашей Родины к городу Москве. 28 солдат под командованием Ивана Панфилова подбили 18 немецких танков и много другой техники врага и сдерживали ценой своей жизни наступление на столицу. «Ни шагу назад, за нами Москва!»
Задача 1: В живых осталось 4 панфиловца. А вражеские танки все наступали. У солдат осталось 16 гранат и 12 коктейлей Молотова. Они их разделили поровну между собой. Сколько боеприпасов у каждого солдата?
- Сделайте схему к этой задаче и решите ее 2 способами.
4. Изучение нового материала
Решение примеров:
- 69 : 3
- 75 : 5
- (36 + 27) : 9
- Что вы заметили? Почему не смогли решить этот пример?
(75:5 – проблемная ситуация)
- Как же можно решить этот пример?
(ответы, предположения учащихся, нахождения способа решения)
75:5 = (50+25):5 = 50:5+25:5 = 10+5 = 15
Новый способ деления - нахождение удобных слагаемых, которые делятся без остатка на число.
- Чем же еще интересно нам сегодня это число 75? (75 годовщина Победы).
- Еще одной незабываемой и страшной страницей войны является блокада Ленинграда. Недавно у нас был классный час «Блокадный хлеб». Вспомните сколько это граммов хлеба? 125 граммов хлеба или одна восьмая буханки хлеба.
Как это пишется на математическом языке? Какое из этих чисел больше?
1 ? 1
8 4
- Озеро Ладога во время блокады Ленинграда была Дорогой жизни для жителей и защитников города. По льду этого озера переплавляли продукты питания для голодающего, осадного, но не сдающегося города. Обратно везли детей, которых переплавляли в тыл.
В истории войны есть еще одно озеро, которое нам очень близко. Это озеро Ильмен. Под вражеской бомбежкой на этом озере погибли наши земляки якуты, которые воевали в составе лыжного батальона.
Физминутка (движения лыжников под якутскую песню о бойцах лыжного батальона)
5. Закрепление
- Во время войны были изобретены, созданы много видов военной техники. Например, 25 новых видов военных самолетов, 23 авиационных двигателей, 72 вида новых танков и артиллерийских установок.
Работа в парах по карточкам:
- 72:4
- 72:3
- 72:6
6. Практическая деятельность
Работа с геометрическим материалом.
- На войне бой вели из окопов. В окопах были блиндажи.
- Давайте решим геометрическую задачу. Блиндаж квадратной формы, длина стороны которого равна 3м. Найдите периметр блиндажа?
Р=3х4=12м.
12 июля 1943 года было танковое сражение под Прохоровкой. Это сражение входит в состав большого сражения на Курской дуге от 5 июля до 23 августа 1943 года. Победа на Курской дуге стала переломной в ходе войны. В этих танковых сражениях особо отличились легендарные танки Т-34.
Работа над задачами.
- Война шла не только на фронте. Весь советский народ воевал с врагом, в тылу тоже шла своя война. Женщины, дети, старики, которые остались в тылу работали на полях, за заводским станком, ковали своими силами победу. «Все для фронта, все для Победы!»
Работа в группах:
Задача 2. Школьники сшили 36 шапок и 24 рукавицы для солдат. И положили их в ящики по 6 штук и послали посылки на фронт. Сколько посылок получилось?
Фронтальная работа:
Задача 3. На военном аэродроме было 3 бомбардировщика и в 6 раз больше истребителей. На сколько количество истребителей больше, чем бомбардировщиков?
(3х6)-3=15
- Раньше наша страна называлась СССР, в ее состав входило 15 союзных республик. Весь народ встал на защиту Родины, поэтому мы победили. Победа досталась нам очень дорогой ценой, погибло более 20 миллионов людей, женщин, детей, солдат. Но мы выстояли, защитили нашу страну и освободили человечество от фашизма. Было много дней и ночей, боев, сражений, слез, горя, но настал день и взвился над рейхстагом Красный флаг Победы. 9 мая 1945 года закончилась кровопролитная война советского народа с гитлеровской Германией. Минутой молчания почтим память погибших за мирное будущее, за нашу жизнь.
(Минута молчания)
7. Итоги урока. Рефлексия
- Давайте вернемся к нашему девизу урока. От слова ПАТРИОТ получается слово ПАТРИОТИЗМ.
Патриотизм – это гордость за прошлое и вера в будущее своей страны.
В преддверии 75 годовщины Великой Победы 2020 год в нашем улусе, в республике, по всей стране провозглашен годом ПАТРИОТИЗМА.