Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках музыки

Разделы: Музыка, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
Константин Дмитриевич Ушинский

«Задача, которая ставится перед школой сегодня – подготовить выпускника, владеющего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему применять их и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни». Оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, которая позволяет эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций. Именно к этой области и относится предмет музыки.

В связи с этим, для достижения этой цели, в образовании ведется поиск новых педагогических технологий, которые помогут развивать у обучающихся такие мыслительные приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.

Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Достичь реальных положительных результатов можно, только если дети будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении.

Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать.

Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. Как же сделать урок современным? Прежде всего, необходимо «расстаться» со строгим уроком, с четкой регламентацией и порядком, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

Этап организации учебной деятельности: Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ, как:

1. Установи общие признаки или различия (между инструментами, жанрами музыки),

1. Найди лишнее слово баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.

3. Соотнести с именем композитора:
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

4. Продолжить ряд:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов)

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Мы ежедневно сообщаем новый материал обучающимся, и подвести к теме урока хочется необычно, тем более по новым ФГОС дети должны определить тему сами.

После музыкального приветствия обращаю внимание детей, что с помощью музыки можно передавать не только своё настроение, но и рассказывать и о важнейших событиях.

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра, работа над деформированным текстом, позволят нам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Если я чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Кроме этого можно ввести в урок некоторые новые приемы обучения.

1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.

4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз

5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.

6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!