«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.»
философ Сенека
В настоящее время перед нашей школой стоит вопрос – «Как добиться конкурентноспособности школы на рынке образовательных услуг в городе, в районе?». Ответ заключается на мой взгляд в предпрофильной подготовке школьников.
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
Понятие «предпрофильная подготовка» является новым для педагогической науки и практики. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Практически всеми ныне признаётся, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе.
Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9-х классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т.е., по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.
Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно-научную?
Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки
Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Моё сообщение основано на выводах, сделанных в результате обсуждения данной темы учителями, работающими в профильных классах на совещании, проведенном Ю.С.Коченовой.
Основными составляющими предпрофильной подготовки должны являться:
Учебная работа
- Базовые образовательные предметы (пропедевтика предпрофильной подготовки: 5-6 классы, предпрофильная подготовка: 7-9 классы);
- Спецкурсы для 7 и 8 классов (1 час в неделю) по физике, химии, биологии;
- Внеурочная деятельность «За страницами учебника биологии» с 5 по 9 классы (1 час в неделю), которая должна помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения;
Информационная работа
Спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях нашего учебного заведения.
- Классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения, ожидаемыми результатами работы; Для этого необходимо систематически выступать на родительских собраниях мне как председателю МО, Семеновой В.Я. как ответственному за связь с вузами, учителям профильных классов;
- Ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения;
- Проведение Дней открытых дверей медицинских классов для учащихся 7-9 классов;
- Создание информационных стендов о выпускниках, ставших профессионалами с их словами о школе;
- Систематически писать заметки о профильных классах в районную газету;
- Презентация спецкурсов и внеурочной деятельности;
- Весь информационный материал для учащихся и родителей размещать и постоянно обновлять на школьном сайте.
Организационная работа
- Анализ стратегических изменений на рынке труда;
- Определение стратегии профилизации школы;
- Анализ потенциальных возможностей школы;
- Утверждение учебных планов, программ элективных курсов;
- Ежегодный отчет председателей МО, классных руководителей, учителей-предметников по предпрофильной работе;
- Организация и проведение мониторинга познавательных потребностей учащихся;
- Разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг (в том числе платных);
- Организация работы по набору учащихся в профильные классы.
Внеклассная работа по предметам учителями-предметниками
- Разработка программы экскурсионной деятельности с 5 по 9 классы; (музей Скорой помощи, например);
- Широкое использование художественной литературы («Мысли и сердце» Николая Михайловича Амосова);
- Совместный просмотр кинофильмов («Пирогов», «Павлов», «Происхождение» о Дарвине);
- Проведение деловых и ролевых игр;
- Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- Проведение предметных недель.
Проектная деятельность
- Начинать проектную деятельность с 7 класса<;
- Проведение научно-практической конференции исследовательских работ учащихся 7-8 классов в школе с награждением участников по номинациям;
- Привлечение выпускников как экспертов для проектных работ и как членов жюри;
- Выступать перед учащимися учителей со своими проектами;
- Общешкольный проект с выходом в виде книги;
- Проводить проекты – следствия.
Сотрудничество
- С вузами и колледжами медицинскими и спортивными УОРами (преимущество для поступления в вуз);
- Принимать участие в мероприятиях, конкурсах экологических центров, музеев;
- Привлечение преподавателей высшей школы, внешкольных учреждений;
Материально-техническое обеспечение
- Покупка учебников для спецкурсов и внеурочной деятельности;
- Оснащение лабораторий физики, химии и биологии;
Воспитательная работа
- Сотрудничество с детской больницей, чтобы дети работали волонтерами;
- Организация встреч с выдающимися профессионалами;
Методическая работа
- Создание банка программ курсов по выбору;
- Совершенствование методики обучения по базовым, профильным и элективным курсам;
- Создание летнего биологического лагеря на базе школы;
- Организация системы повышения квалификации учителей-предметников по проблеме профильного самоопределения учащихся;
- Проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного самоопределения школьников;
- Применение здоровьесберегающих технологий, формирующих ценности здорового образа жизни и экологической безопасности;
- Повышение качества образовательных услуг;
- Приобретение педагогами новых компетенций;
- Изучение и распространение передового педагогического опыта по профилизации и предпрофильной подготовке учащихся;
Работа классных руководителей
- Организация системы повышения квалификации классных руководителей по проблеме профильного самоопределения учащихся;
- Привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами о своей профессии;
- Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- Проведение тематических классных часов.
В заключение хотелось бы сказать, что предпрофильная подготовка и профильное обучение результативно только тогда, когда каждый учитель, опираясь на природные задатки и наклонности ребенка, учитывая его индивидуально-психологические особенности, помогает организовать и реализовать практически каждому ученику траекторию индивидуального развития.