Предпрофильная подготовка в основной школе как важнейший компонент самоопределения учащихся

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.»

философ Сенека

В настоящее время перед нашей школой стоит вопрос – «Как добиться конкурентноспособности школы на рынке образовательных услуг в городе, в районе?». Ответ заключается на мой взгляд в предпрофильной подготовке школьников.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

Понятие «предпрофильная подготовка» является новым для педагогической науки и практики. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Практически всеми ныне признаётся, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе.

Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9-х классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т.е., по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно-научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Моё сообщение основано на выводах, сделанных в результате обсуждения данной темы учителями, работающими в профильных классах на совещании, проведенном Ю.С.Коченовой.

Основными составляющими предпрофильной подготовки должны являться:

Учебная работа

  1. Базовые образовательные предметы (пропедевтика предпрофильной подготовки: 5-6 классы, предпрофильная подготовка: 7-9 классы);
  2. Спецкурсы для 7 и 8 классов (1 час в неделю) по физике, химии, биологии;
  3. Внеурочная деятельность «За страницами учебника биологии» с 5 по 9 классы (1 час в неделю), которая должна помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения;

Информационная работа

Спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях нашего учебного заведения.

  1. Классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения, ожидаемыми результатами работы; Для этого необходимо систематически выступать на родительских собраниях мне как председателю МО, Семеновой В.Я. как ответственному за связь с вузами, учителям профильных классов;
  2. Ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения;
  3. Проведение Дней открытых дверей медицинских классов для учащихся 7-9 классов;
  4. Создание информационных стендов о выпускниках, ставших профессионалами с их словами о школе;
  5. Систематически писать заметки о профильных классах в районную газету;
  6. Презентация спецкурсов и внеурочной деятельности;
  7. Весь информационный материал для учащихся и родителей размещать и постоянно обновлять на школьном сайте.

Организационная работа

  1. Анализ стратегических изменений на рынке труда;
  2. Определение стратегии профилизации школы;
  3. Анализ потенциальных возможностей школы;
  4. Утверждение учебных планов, программ элективных курсов;
  5. Ежегодный отчет председателей МО, классных руководителей, учителей-предметников по предпрофильной работе;
  6. Организация и проведение мониторинга познавательных потребностей учащихся;
  7. Разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг (в том числе платных);
  8. Организация работы по набору учащихся в профильные классы.

Внеклассная работа по предметам учителями-предметниками

  1. Разработка программы экскурсионной деятельности с 5 по 9 классы; (музей Скорой помощи, например);
  2. Широкое использование художественной литературы («Мысли и сердце» Николая Михайловича Амосова);
  3. Совместный просмотр кинофильмов («Пирогов», «Павлов», «Происхождение» о Дарвине);
  4. Проведение деловых и ролевых игр;
  5. Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  6. Проведение предметных недель.

Проектная деятельность

  1. Начинать проектную деятельность с 7 класса<;
  2. Проведение научно-практической конференции исследовательских работ учащихся 7-8 классов в школе с награждением участников по номинациям;
  3. Привлечение выпускников как экспертов для проектных работ и как членов жюри;
  4. Выступать перед учащимися учителей со своими проектами;
  5. Общешкольный проект с выходом в виде книги;
  6. Проводить проекты – следствия.

Сотрудничество

  1. С вузами и колледжами медицинскими и спортивными УОРами (преимущество для поступления в вуз);
  2. Принимать участие в мероприятиях, конкурсах экологических центров, музеев;
  3. Привлечение преподавателей высшей школы, внешкольных учреждений;

Материально-техническое обеспечение

  1. Покупка учебников для спецкурсов и внеурочной деятельности;
  2. Оснащение лабораторий физики, химии и биологии;

Воспитательная работа

  1. Сотрудничество с детской больницей, чтобы дети работали волонтерами;
  2. Организация встреч с выдающимися профессионалами;

Методическая работа

  1. Создание банка программ курсов по выбору;
  2. Совершенствование методики обучения по базовым, профильным и элективным курсам;
  3. Создание летнего биологического лагеря на базе школы;
  4. Организация системы повышения квалификации учителей-предметников по проблеме профильного самоопределения учащихся;
  5. Проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного самоопределения школьников;
  6. Применение здоровьесберегающих технологий, формирующих ценности здорового образа жизни и экологической безопасности;
  7. Повышение качества образовательных услуг;
  8. Приобретение педагогами новых компетенций;
  9. Изучение и распространение передового педагогического опыта по профилизации и предпрофильной подготовке учащихся;

Работа классных руководителей

  1. Организация системы повышения квалификации классных руководителей по проблеме профильного самоопределения учащихся;
  2. Привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами о своей профессии;
  3. Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  4. Проведение тематических классных часов.

В заключение хотелось бы сказать, что предпрофильная подготовка и профильное обучение результативно только тогда, когда каждый учитель, опираясь на природные задатки и наклонности ребенка, учитывая его индивидуально-психологические особенности, помогает организовать и реализовать практически каждому ученику траекторию индивидуального развития.