Помогите ребенку учиться: взаимодействие классного руководителя с родителями в целях повышения учебной мотивации школьников

Разделы: Классное руководство

Классы: 6, 7


В последнее время все чаще можно услышать сетования педагогов по поводу снижения уровня учебной мотивации школьников. Кто-то видит причины этого в последствиях дистанционного обучения, чрезмерном и неконтролируемом увлечении гаджетами и онлайн играми, загруженности детей курсами дополнительного образования. Что в такой ситуации видят родители? Успеваемость ребенка снижается, иногда катастрофически резко, следовательно, материал непосильно сложный, учитель плохо объясняет, ребенок устал, ему скучно, школа вызывает негативные эмоции. Неминуемо возникает конфликт двух - (учитель–ученик) или трехсторонний (учитель-ученик-родитель). Самостоятельно такая ситуация не разрешится, поэтому здесь необходимо включение третьей стороны – посредничество классного руководителя, который, с одной стороны, более глубоко знаком с психологическими особенностями учениками и может найти причины непрочного освоения учебного предмета или отсутствия взаимопонимания между ним и учителем, с другой стороны, поддерживает тесные контакты с родителями обучающихся, поэтому может своевременно подключить их к решению возникающих проблем. Какие именно шаги необходимо предпринять классному руководителю, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и повысить уровень учебной мотивации как отдельного ученика, так и класса в целом?

Первоначально необходимо разобраться в психологических аспектах вопроса. В науке мотивацию определяют как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность», «динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека» [1].

Мотивационная сфера человека разнообразна. Один из ее компонентов – преобладающие мотивы, которые определяют отношение к достижению целей. Они опираются на две тенденции: мотивация к достижению успеха и мотивация к избеганию неудачи. Еще их называют мотивация «К» (добиться успеха) и мотивация «ОТ» (избежать неудачи). Конечно, каждый человек, а тем более ребенок, хочет чувствовать себя на высоте. Никому не нравиться ошибаться. Но у каждого ученика при достижении цели преобладает какой-то один тип мотивации.

Мотивация достижения успеха характеризуется стремлением ребенка избегать неудач в учебе. Такие дети обычно целеустремлённые, настойчивые, стремящееся к достижению высоких результатов, на пути к которым они выбирают не самый короткий и легкий, а максимально эффективный путь. Это портрет типичного отличника, участника различных конкурсов и олимпиад. Что характерно, такие подростки часто посещают учреждения дополнительного образования и это не мешает им в учебе.

Противоположный тип мотивации представляют те, кто стремится к чему-либо, чтобы избежать неудачи. Такие дети обычно реагируют на внешнюю оценку своих действий и результатов. Чтобы избежать негативной реакции родителей на неудовлетворительную оценку, они готовы выполнить задание на среднем уровне, получить условную тройку и объяснять ее сложностью предмета, запутанными объяснениями учителя, нехваткой времени, усталостью и т.п. Они не ставят перед собой высокие цели, стремятся выбрать максимально легкий и короткий путь к достижению цели, посильное задание, не заставляющее использовать имеющиеся способности по максимуму. Типичная модель поведения такого ученика – сделать быстро и ровно столько, сколько нужно для получения удовлетворительной оценки («3»), используя при этом самые нетрудозатратные способы – списать, благо сегодня Интернет- ресурсы предлагают для этого массу источников, к сожалению, не всегда проверенных. Вот с такими учащимися и необходимо проводить регулярную работу классному руководителю и родителям, ибо только целенаправленные двусторонние усилия способны привести к результатам. 

Типичный аргумент немотивированного подростка звучит следующим образом: «кому нужны эти знания / эта геометрия, биология, литература и т.д.» Список предметов можно продолжить, поскольку у таких ребят редко есть какие-либо предпочтения в учебе. С одной стороны на них давят учителя, заявляя, что без прочного знания предмета невозможно успешно сдать экзамены, с другой – родители, которые хотят, чтобы дети превзошли их в учебных достижениях. Ребенок же не сдвинется с места в мотивационном плане, а следовательно, и в поведении не произойдет изменений, пока он не поймёт, чем ему самому могут быть полезные эти конкретные знания.

И здесь появляется первая задача классного руководителя – ранняя профориентация. Традиционно это направление деятельности появляется в плане воспитательной работы в 9-11 классах. Но к этому времени в знаниях немотивированного ученика уже наблюдаются значительные «провалы». В чем суть раннего профориентационного определения? Во-первых, эта работа носит не столько профессионально определяющий, сколько информационный и игровой характер. На классных часах, начиная с 5 класса, с периодичностью один раз в месяц  рассказывать ребятам о различных профессиях, устраивать ролевые игры, квесты, моделировать ситуации, в которых ребята в непринужденной форме смогут выяснить особенности труда специалистов той или иной отрасли, определить сферу их интересов и деятельности, рассказать о профессии родителей.  Конкурсы рисунков, творческие работы, видеофильмы  и презентации  помогут ребятам составить начальное представление об основных направлениях трудовой деятельности, помогут связать изучаемый на уроках материал с определенной деятельностью, сформировать представление о необходимых на любой работе универсальных компетенциях, формирование которых закладывается в школе.  Все это призвано заинтересовать ученика уже на стадии обучения и показать практическую значимость не только знания конкретного предмета, но и образования в целом. К этой работе подключается и взаимодействие с родителями: беседы на родительском собрании, приглашение на классные часы.

В старших классах в эту работу включается новое задание – подготовить презентацию вуза и выбранной специальности с обязательными статистическими данными о конкурсе, среднем балле и принимаемых личных достижениях. Таким образом, подросток сначала ставит цель, определяет совместно с родителями и классным руководителем, учителями способы и средства ее достижения, а после использует возможности образовательного процесса для ее достижения. Это делает ребенка заинтересованным в знаниях, а значит, уже помогает ему в их освоении.   

Другой важный компонент повышения учебной мотивации – психологическая диагностика. Она может проводиться как совместно со школьным психологом, так и собственно классным руководителем. Выяснение причин, мешающих хорошо учиться, – первый шаг к успеху. На начальном этапе целесообразно собрать общую информацию об учебных предпочтениях учащихся, любимых и трудных предметах, особенностях выполнения домашнего задания, помощи старших в этом деле, времени, которое затрачивает ребенок на подготовку к урокам. Анализ этой информации и диагностика сформированности общеучебных навыков (умение планировать самостоятельную учебную деятельность, ставить цель и определять пути ее достижения, проводить коррекцию результатов, работа с текстом, представление информации в разной форме, посторенние монологических высказываний) позволяют определить индивидуальные затруднения каждого ученика, сформировать направления работы с родителями по коррекции сложившейся ситуации, провести индивидуальные беседы с детьми и дать рекомендации. Зачастую родители готовы помочь ребенку, но они видят проблему поверхностно, не вникая в тонкости ее психолого-педагогического обоснования. Мастер-классы на родительских собраниях, тренинги и упражнения по формированию тех или иных учебных навыков, полученные от профессионала гораздо ценнее и полезнее околонаучных статей и видео в Интренете.

Классные часы можно рассматривать также как простой и удобный способ отработки метапредметных умений и навыков, что не всегда и в полном объеме можно сделать в рамках урока. В рамках организации парной или групповой работы классный руководитель может спланировать развитие отдельных умений у конкретных учеников, объединив их по различным признакам: учащийся, который хорошо справляется с конкретной задачей может помочь другим, у кого это получается хуже.

Третий этап работы – индивидуальная консультационная работа с родителями. В таком диалоге важно отойти от позиции «обвинителя» (ребенок не может выучить, ответить, решить, составить что-то), а помочь родителю, дать рекомендации, как можно оптимизировать процесс выполнения домашней работы, сделать его комфортным для ребенка и значимым для семьи.

Следует остановиться и на некоторых рекомендациях, которые часто можно встретить в психологической литературе:

  1. Наведите порядок: правильная организация рабочего места школьника создает комфортную атмосферу для занятий.
  2. Правило «Вместе»: если родители  проявляют живой интерес к школьной жизни ребенка, предметам, взаимоотношениям в коллективе, избегая при этом негатива в отношении оценок, помогают ему разобраться в теме, понимают важность выполнения домашнего задания и не отвлекают от этого процесса, обучение будет избавлено от негативного сопровождения и  давления, ожидание наказания за плохой результат сменится надеждой на помощь.
  3. Соблюдение режима дня с рациональным распределением времени на различные виды деятельности, чередование работы и отдыха.
  4. Совместная борьба с ленью.
  5. Формирование самодисциплины: сначала в маленьких домашних делах, а потом и в отношении учебных задач.
  6. Любите ребенка: старайтесь отмечать не поражения, а успехи школьника, хваля его за каждое достижение.

Таким образом, повышение учебной мотивации школьников – долгий процесс, требующий серьезного подхода, не всегда приносящий скорые результаты, но если эту работу проводить целенаправленно и системно, организуя конструктивное взаимодействие с семьей и школьником, результат не заставит себя ждать. И прежде всего он будет выражаться не в увеличении среднего балла ученика или качества знаний класса, а в успехе каждого ребенка, его маленькой победе над своими трудностями, осознании того, что он может преодолевать проблемы в учебе и классный руководитель всегда готов помочь в этом.

Список литературы

1. С.Ю.Головин. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 1998г.: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/https://rus-big psyho.slovaronline.com/5368-мотивация

2. В.В.Омельченко. Формирование учебной мотивации подростков как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса// https://педталант.рф/формирование-учебной-мотивации/

3. О.Чернова. Мотивация подростка к учебе //https://www.b17.ru/article/97456/