Решая важнейшие задачи личностного становления учащегося, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с ОВЗ.
Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с проблемами в обучении в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:
- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;
- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний.
Школьники с нарушением интеллекта сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то не возможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках швейного дела.
В своей работе применяю различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках:
Приёмы формирования учебной мотивации
- Интеллектуальные
(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи) - Эмоциональные
(высокий эстетический уровень материала, использование нестандартных заданий, неожиданность) - Социальные
(использование личного опыта, работа в группах, соревнования, игровой метод, активизация чувства собственного достоинства, связь с жизнью, создание ситуации выбора.) - Внешняя организация урока
(введение подсказок и алгоритмов) - Прагматический приём
(мне надо)
(своевременное поощрение)
Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из проявлений незрелости мотивационной сферы учеников с проблемами в обучении. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.
Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у учащихся, является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Придуманное оформление мастерской (стенды с поделками, методическая литература, журналы по рукоделию), обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками.
Основой трудового обучения является развитие творческих способностей у детей. Детей без талантов нет. Важно вовремя научить их, раскрыть их способности так, чтобы они поверили в себя. Очень важно стимулировать у детей желание «хочу узнать», и необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить в них уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал». Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. При этом всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по отношению к слабому ученику. Следует хвалить его за каждую удачу.
Программный материал швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности. Он достаточно сложен для некоторых учащихся, т.к. изучается технология пошива одежды, свойства тканей, устройство швейных машин, обучение планированию, анализу действий и их результатов. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному отношению к урокам швейного дела.
Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельности учения.
Создание ситуации успеха, побуждение к деятельности, формирование учебной мотивации на уроках можно осуществлять через обучение видам декоративно – прикладного творчества: лоскутная техника, художественная вышивка и т.д.
Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает хорошим воздействием на формирование личности, это заметно повышает интерес к урокам трудового обучения, улучшает внимание, желание трудиться.
Участие в различных фестивалях, конкурсах и выставках способствуют правильной оценке учащихся своей работы, исправлению недостатков, развитию желания выполнять работу как можно лучше.
Литература
1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс, 1994.
2. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. /'/ Дефектология. 1986. N6.
3. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993. N5.
4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
5. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
6. Федосов С.Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.