Интерактивная предметно-развивающая среда как компонент образовательного процесса

Разделы: Работа с дошкольниками


Итак, предметно развивающая среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. А что же сказано о предметно-развивающей среде в новых Федеральных документах?

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования от 1 января 2014 г.: материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).

Считается также, что традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности, т.е. она должна быть созвучна времени, традиционные материалы, показывающие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому». На этом этапе изучения данного вопроса выяснилось, что процесс объединения традиционного и нового в предметно-развивающей среде и есть «интерактивность». А именно термин «интерактивность» происходит от английского слова «интер экшен», которое в переводе означает «взаимодействие».

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ считаем использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. Использование компьютерных технологий помогает педагогам реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности. Все мы знаем, что в настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе.

Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. В нашем детском саду активно практикуется использование в образовательном процессе интерактивного smart стола. Дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают общаясь, развивая свои коммуникативные качества, процессы социальной адаптивности. Такой подход позволяет нам говорить об успешном переходе к открытым системам образования, которые обеспечивают не столько индивидуализацию, сколько персонализацию образования. Использование интерактивной доски значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Реакция детей на интерактивную доску – ярко выраженный интерес. Изменения элементов экрана при прикосновениях рук выглядят очень эффектно. Детям нравится «передвигать» пальцем предметы, строить из набора геометрических фигур различные предметы и схемы к играм, писать маркерами, стирать с доски. Наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание воспитанников. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседами.

В ДОУ создан банк мультимедийных презентаций и мультимедийных интерактивных игр по лексическим темам, разработанных педагогами нашего учреждения.

При создании интерактивной предметно-развивающей среды важными является использование дидактических игрушек и игровых пособий, способных себя менять, трансформироваться, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности. Ярким примером использования нашим ДОУ таких пособий является «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

«Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными и поучительными сказками.

Все детали панно легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу.

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

Решая проблему по приобщению воспитанников к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков, было принято решение по обогащению предметно – развивающей среды ДОУ Lego-конструкторами для занятий робототехникой. Актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Всё это позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, будут созданы условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и заложены истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности

Таким образом, интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ – это сегодняшняя реальность и современное требование, это не миф. Интерактивная среда детского сада, как развивающая среда позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными новинками, но при этом важно, построить образовательный процесс, так чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению!

Наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.