Педагогические условия повышения качества учебного пространства и учебного процесса при преподавании математики в инклюзивном образовании

Разделы: Математика, Инклюзивное образование

Классы: 5, 6

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивный подход


Введение

Инклюзивное образование — способ построения образовательного процесса, предусматривающий совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Перечислим восемь принципов инклюзивного образования.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Преподавание математики в инклюзивном образовании

Математика обладает широкими возможностями по развитию интеллекта школьника. От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность познавательного процесса, но и развитие его личности. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Данная тема актуальна в настоящее время, потому что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Цель данной статьи рассмотреть методы и приемы обучения математики в условиях инклюзивного образования, а также педагогические условия повышения качества учебного пространства и учебного процесса при преподавании.

При инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те методы и приемы, которые ведут к созданию необходимых условий, для качественного, эффективного и доступного образования всех детей без исключения. Можно выделить две группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные связаны с самим этапом инклюзивного образовательного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые успешно используются учителем в инклюзивной практике на уроках. Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося должно реализовываться на каждом уроке. Данный метод практикуют в начальной школе.

На уроках математики возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся могут предлагаться различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако учителю необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается, что учитель будет задавать наводящие вопросы. Одним из важнейших результатов обучения становится формирование компетенций.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках возможно использование следующих приемов:

  1. Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.
  2. Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску.
  3. «Узелки». Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить.
  4. Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка.
  5. Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную.
  6. Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий.
  7. Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
  8. Введение новых Адаптивных технологий компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования.

Все вышеперечисленные инклюзивные технологии обучения в различной степени влияют на восприятие учебного материала и на мотивацию познавательной и учебной деятельности учащихся.

Методы и приемы ориентированы на повышение восприятия математического материала и, как следствие, его понимания у детей с ОВЗ и у детей с низким уровнем успеваемости, а также на повышение коммуникабельности, социального восприятия самого себя в обществе. Положительным эффектом можно считать повышение интереса к занятиям и саморазвитию, как у детей с низким, средним так и высоким уровнем успеваемости.

Что касается пространственно-предметной организации совместного обучения, то здесь важно соблюдение следующих условий.

1. Школьный класс должен быть структурирован на несколько функциональных зон, которые дают возможность развертывания дифференцированной и индивидуализированной учебной деятельности учащихся (уголок для чтения, зона для общения, для экспериментирования и др.).

2. Необходимо наличие отдельного небольшого помещения (желательно с окнами) для работы с группами разных детей, а также для индивидуальной работы.

3. Наряду с мобильными средствами пространственного структурирования классного помещения (легкие передвижные столы) должны быть открытые полки с учебными и коррекционно-развивающими материалами для свободной работы и для поддержки игровых активностей детей.

4. В классе должны присутствовать наборы специальных диагностических коррекционно-развивающих материалов в соответствии с направленностью нарушений особенных детей.

5. Помещение класса для совместного обучения должно соответствовать базовым принципам архитектуры для особенных людей — отсутствие барьеров, нахождение на первом этаже.

2. Адаптивные технологии компании «Ай Пи Эр Медиа» (электронно-библиотечные системы IPRbooks и Библиокомплектатор) для поддержки внедрения инклюзивного образования

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на сегодняшний день в мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей (0,55% населения) и 246 миллионов людей с плохим зрением (3,5% всего населения). По официальным данным, в России насчитывается более чем 275000 граждан с ограниченными возможностями зрения.

Повсеместное распространение гаджетов и, как следствие, усиление нагрузки на зрительный аппарат человека год от года только усугубляет ситуацию. В докладе ВОЗ говорится, что к 2021 году количество незрячих людей на земле увеличится более чем в 2 раза — до 75 миллионов человек.

Рассмотрим пример для слабовидящих и слепых людей применение адаптивных технологий ООО «Ай Пи Эр Медиа» на примере платформ IPRbooks и «Библиокомплектатор». Данные технологии для внедрения инклюзивного образования обеспечивают возможность внедрения в учебных заведениях методов инклюзивного образования для обучения людей с нарушениями зрения в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

1. Версия сайта для слабовидящих, отвечает требованиям существующих ГОСТов.

2. Эксклюзивный адаптивный ридер (увеличение до 300 % - подходит для III группы инвалидности по зрению) для чтения изданий лицами с ограничениями зрения (тексты размещены в векторном формате, а не картинкой, что позволяет увеличивать текст без потери качества изображения).

3. Специальное мобильное приложения WV-reader для лиц с проблемами зрения и полностью незрячих. Это программное обеспечение предоставляет широкие возможности пользователям. Его отличительными особенностями являются:

- адаптированный интерфейс в соответствии с ГОСТом;

- запуск и работа при помощи задания команд, что дает возможность использования приложения даже людям с полной потерей зрения;

- голосовой поиск изданий;

- голосовые ответы на запросы;

- встроенный синтезатор речи, позволяющий слушать найденное издание.

Немаловажным фактором учебного процесса в целом также является возможность применения электронных изданий для обеспечения дистанционного доступа к ним слабовидящим и незрячим людям вне стен учебного заведения. Все платформы компании «Ай Пи Эр Медиа» не требует личного присутствия и регистрации в стенах библиотеки или работы с жесткой привязкой по IP-адресам учебного заведения.

Сотрудники организации, сопровождающие учебный процесс лиц с ОВЗ, могут направлять учетные данные по e-mail или обеспечить прямой доступ в электронно-образовательный через закрытую часть своего портала. При этом данная технология обеспечивает возможность бесшовной авторизации обучающихся и преподавателей в ЭБС через ресурс учебного заведения.

На основании анализа статистики регистрации и посещения ЭБС IPRbooks через IP-адрес и удаленно по логину-паролю можно утверждать, что использование ЭБС (в том числе первичная регистрация пользователя) вне стен учебного заведения в 25раз выше. Таким образом, дистанционная регистрация в разы повышает доступность ЭБС для лиц с ограниченными возможностями зрения.

Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.

Список литературы

1. Банч Гарри Оуэн. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса: Пособие для учителей. 2-е изд. / Пер. с англ. С.Ю.Котова. – М., 2008.

2. Инклюзивное образование – образование для всех: материалы республиканской науч.- практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа) [Текст]Уфа: изд-во ИРО РБ, 2017. – 180 с.

3. Иванова, Н.Ю. Адаптивные технологии компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017 Т.2. - № 3. / Н.Ю. Иванова – М.: С. 12-16.

4. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст]: учеб. пособие. /А.А.Дмитриев – М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.

5. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) [Текст] / Моск.гор. психол-пед. Ун-т; Редкол: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе [Текст] / Под ред. Е.В.Самсоновой. - М., 2012. (Инклюзивное образование).

7. Семенова, Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.Э.Семенова. – Электрон, текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html