«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений.
Игра - это искра, зажигающая огонь любознательности».
Сухомлинский
Цель мастер-класса: показать вам, каким образом и через какие игры, можно формировать у дошкольников социально-коммуникативные навыки.
Всем известно, что социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Современные дети, да и их родители все больше уходят в виртуальный мир общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 3-5 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации. Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками, они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть.
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. Подобные ситуации в дошкольном возрасте накладывают большой отпечаток на психику ребенка и формирование личности в целом.
Так как основной ведущей деятельностью дошкольника является игра, она самый эффективный и доступный способ формирования социально-коммуникативных навыков. Социально-коммуникативные игры формируют у детей умение устранять конфликты, владеть своими чувствами, сопереживать сверстникам, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, формируется такое качество как саморегуляция собственных действий с учетом коллективной деятельности.
Игры и упражнения, о которых я сегодня вам расскажу можно условно разделить на четыре блока, которые включают в себя:
- игры направленные на сближение детей друг с другом;
- игры на развитие эмоций;
- игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом и взрослыми;
- игры на развитие коммуникативных навыков.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, застенчивым детям помогают раскрепоститься, преодолеть барьер в общении, проявить себя, учат детей устанавливать доверительный контакт, сплачивают детский коллектив. К таким играм можно отнести следующие: «Клубочек», «Ласковое имя», «Передай движение по кругу», «Приветствие», «Цветные колпачки», «Встаньте те у кого…» и др.
Многие современные дети не могу проявлять эмоции, и это зачастую мешает им раскрыться на празднике, читать красиво стихи, петь эмоционально песни, танцевать. Развить эти способности у детей помогают игры на развитие эмоций, такие как «Настроение замри», «Цвет радости», «Телевизор», «Маски для человечков», «Интонации», «Дотронься до..!» и др. С помощью них дети учатся показывать эмоции, владеть своим голосом, закрепляют знания об эмоциях, развивается эмпатия.
Игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом и взрослыми, учат детей преодолевать конфликтное поведение, нерешительность, устанавливать положительные взаимоотношения, формируют у детей умение замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, усваивать моральные нормы и правила поведения. К ним можно отнести следующие игры используемые мной: «Мост дружбы», «Зеркало», «Телефон», «Грибники», «Оркестр», «Коврик примирения», «Газета», «Иголка и нитка», «Дракон» и др.
Такие игры как «Цветок доброты», «Разговор через стекло», «Вежливые слова», «Царевна Несьмияна» учат детей общению, умению договариваться и поддерживать разговор, легко устанавливать контакт друг с другом.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игры из выше перечисленных 4 блоков.
Давайте познакомимся с одной из игр, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой.
Игра на знакомство и приветствие «Цветные колпачки». Предлагаю поздороваться (познакомиться) друг с другом необычным способом и намного рассказать о себе. Для этого нам понадобятся деревянные палочки и цветные колпачки (из цветного картона). Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить «Здравствуйте! Меня зовут Ирина. Я люблю читать книги и печь пироги», отвечать на приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
Следующая игра «Дотронься до …». Теперь давайте рассмотрим друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до этого предмета. Цвет меняется, воспитатель следит за тем, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра-активатор «Друг к дружке» способствует эмоциональной разгрузке. Во время игры все нужно делать очень быстро.
Выберите себе партнера и пожмите ему руку, я вам буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» (попрощаться) друг с другом. А когда я произнесу команду «Друг к дружке!», вы будите должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Работа в данном направлении помогла детям адаптироваться в группе, найти себе друзей, раскрепоститься, лучше понимать эмоциональное состояние людей, побуждает детей к отзывчивости и умение разрешать конфликты.