Науки разделены не естественным путём, а лишь из соображений удобства.
Природа не заинтересована в подобном разделении и многие интересные
явления лежат именно на стыке разных областей науки.
Р.Фейнман
В исследованиях PISA(международная программа исследований образовательных достижений учащихся), под естественно-научной грамотностью понимают способность использовать естественно-научные знания для выявления в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. Одной из причин невысокого рейтинга российских школьников в исследованиях PISA является академическая направленность школьного курса естественных наук, которая привела к отсутствию должного внимания к практической составляющей обучения в современной школе. К сожалению, многие наши школьники не смогли выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои знания для решения многих, далеко не сложных заданий. [3] Обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, наша система обучения не формирует у них умения выходить за рамки учебных ситуаций.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для всех форме.
- уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
- понимать методы научных исследований;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
В нашей школе предметы естественнонаучного цикла изучаются в пределах обязательного минимума. Значит, каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.
Интеграция ведется по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный. Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, с отдельными фрагментами урока, требующими знаний из других предметов, на протяжении всего урока учитель опирается на знания из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала. Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.
Интеграция предполагает:
- рассмотрение любых явлений с различных точек зрения;
- развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирование способности проводить творческие исследования.
Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:
- интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);
- интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы);
- интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);
- интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
Для формирования естественно-научной грамотности обучающихся в нашей школе составлен план работы учителями МО ЕЦ (биология, химия, география, ОБЖ, физкультура, ритмика).
Основные направления работы:
- Изучение литературы и нормативно-правовой базы;
- Обучающие семинары: «Современные проблемы интеграции предметов естественно-научного цикла»;
- Анализ программы и КТП учителями с целью выявления тем по интеграции 8 КЛАСС - В ПЯТНИЦУ 13.00;
- Проведение интегрированных уроков, внеклассных мероприятий;
- Разработка заданий по критериям PISA, использование на уроках, внеклассных мероприятиях. Мониторинг. Анализ
- Проектные ,исследовательские работы учащихся совместно с НИИ.
- Выпуск сборника заданий.
- Анализ работы. Корректировка деятельности.
На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Предметная интеграция через внеурочную деятельности помогает решать ряд важных задач: воспитание коммуникативной культуры обучающихся, формирование творческой познавательной самостоятельности, творческой самореализации и совершенствование личности, выявление и поддержание одаренных обучающихся, развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков учащихся.
Примеры проведенных интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
Класс | Темы уроков и внеклассных мероприятий (учебные предметы) |
9 |
Полимерный урок «Вода в природе» химия - география - биология |
10 |
Урок-практикум по теме «Известное и неизвестное о белках» химия-биология |
9 |
Проведение олимпиады по архивным материалам PISA |
8-12 |
Внеклассное мероприятие - «Химия и окружающая среда (Турнир эрудитов) химия - экология |
9-12 |
Игра по станциям «Экоплюс» химия - экология - биология - география - физкультура -обж |
10-11 |
Внеклассное интегрированное мероприятие «ШОУ ассорти» химия-география-биология - физкультура |
|
СЕМИНАР РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА |
Применение проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет лучше интегрировать дисциплины, использовать активные и интерактивные формы и методы обучения. Наши учащиеся успешно участвуют в городских, республиканских, российских научно-практических конференциях.
В школе ежегодно проводятся предметные недели, организуемые с целью широкой пропаганды знаний, способствующие развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла у обучающихся.
Предметные недели – это, конкурсы, защита презентаций, изготовление буклетов, оформление стендов, проведение олимпиад, игры и викторины.
Вся работа школьного методического объединения направлена на то, чтобы учащиеся в своей жизни смогли применять те знания и умения, которые были получены в школе.