Воспитание гуманистических отношений через коллективную творческую деятельность

Разделы: Классное руководство

Класс: 6


Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества».

Гуманный подход - это диалог, сотрудничество на равных. Это партнёрство детей и взрослых. Это, прежде всего, уважение личности ребёнка, знание его особенностей и построение обучения с учётом особенностей и потребностей детей.

Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности, её права на свободное развитие и проявление своих особенностей.

Гуманистическая основа воспитания - путь к личностному росту ребенка.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Личностно–ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса.

Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка.

Важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть.

В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность.

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения.

Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой.

Существенными чертами гуманистической школы воспитания являются:

1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.

К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:

- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.

Цель воспитательной работы: создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:

  • Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям; создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
  • Создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
  • Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности

Формы реализации задач:

  • экскурсии, походы;
  • брейн-ринги;
  • соревнования;
  • викторины;
  • интеллектуальные марафоны;

В основе воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:

  • педагогика гуманизма;
  • гуманно-личностная технология;
  • личностно-ориентированная педагогика;
  • педагогика сотрудничества;
  • технология коллективно-творческих дел;

Воспитательная работа в классе осуществлялась по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, семейное воспитание, самоуправление в школе и классе, спортивно-оздоровительное воспитание, духовно-нравственное воспитание, общеинтеллектуальное воспитание, профилактика правонарушений.

Трудовое воспитание и профориентация

Приоритетным направлением воспитательной работы в 2018-2019 учебном году являлась профориентационная направленность.

Задачи профориентационного воспитания:

  • Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;
  • Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности;
  • Повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

В рамках профориентационного воспитания были проведены следующие мероприятия:

1.Ребята приняли участие в акции «Неделя без турникетов»;

2.В рамках «Недели профориентации» обучающиеся посетили средние профессиональные образовательные учреждения;

3.Обучающиеся прошли профессиональные пробы в центре «Планирование карьеры»;

4.С обучающимися было проведено тестирование и анкетирование по выявлению профессиональной направленности;

5.Для обучающихся были проведены профориентационные встречи с представителями техникумов, колледжей, высших учебных заведений;

6.Ребята приняли участие в Днях открытых дверей Вузах;

7.Ребята принимали участие во всероссийском фестивале профессий «Билет в будущее»;

8.Ребята просматривали всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»;

9.Ребята готовили классные часы, используя материал интернет-ресурса «Атлас новых профессий»;

10.Ребята принимали активное участие в городских субботниках;

11.Проводились генеральной уборки и благоустройство кабинетов.

Волонтёрское движение

Большая роль в воспитании была уделена волонтёрскому движению.

Задачи волонтёрского движения:

  • Формирование гражданских чувств у подростков;
  • Поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
  • Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков.

Ребята принимали активное участие в волонтёрском движении:

1.Приняли участие в акции «Сухая попа», организованной благотворительным Фондом «БлаговестЪ», собрали денежные средства, игрушки, подгузников Pampers, гигиенические средства для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

2.Участвовали в ярмарке-раздаче животных ПП "Колыбель Дианы";

3.Были участниками программы «Город добрых дел», оказывали помощь одиноко проживающим пенсионерам, инвалидам;

4.В рамках экологического волонтёрства являлись участниками проекта «Наш школьный сад»;

5.Приняли участие в благотворительной акции «Чистые игры», организованной для жителей города центром «Луч», было проведено командное соревнование по раздельной утилизации мусора.

6.Для учащихся 5-ых классов была проведена акция «Здоровым быть здорово!»

7.Приняли участие в благотворительной акции «Дари Добро!»;

8.Организовывали школьные концерты для жителей микрорайона, пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, посвящённых Дню матери и Дню Победы;

9.Сотрудничали с приютом для собак «Верный друг», оказывали необходимую помощь приюту.

Гражданско-патриотическое воспитание

Задачи гражданско-патриотического воспитания:

  • Формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство;
  • Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи;
  • Воспитание уважения к правам, к свободам и обязанностям человека.

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Фестиваль-конкурс военно-патриотической песни «Поклон тебе, солдат России!»

Школьный

Грамота
победителя

2.

Фестиваль-конкурс «С любовью о Родине»

Региональный

Почётная грамота
за I место

3.

Смотр строя и песни

Школьный

Диплом
за I место

4.

Военно-патриотическая программа воспитания и дополнительного образования «Память»

Городской

Грамота
за активное участие

5.

Конкурс фестиваль «Добры молодцы»

Городской

Диплом за победу
в номинации «Лучшее раскрытие темы»

6.

Олимпиада по истории Холокоста

Всероссийская

Грамота
за участие

Экологическое воспитание

Задачи экологического воспитания:

  • Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • Изучение обучающимися природы и истории родного края;
  • Проведение природоохранных акций.

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Акция по сбору макулатуры «Спаси дерево!»

Городской

Грамота
за участие

2.

Фестиваль «Планета Земля – наш общий дом»

Областной

Грамота
за II место

3.

Конкурс агитбригад «Береги этот мир! Начни с себя!»

Школьный

Грамота
победителя

4.

Акция «Батарейки, сдавайтесь»

Городской

Грамота за участие

5.

Акция «Крышечки для кошечки»

Городской

Грамота за участие

Духовно-нравственное воспитание

Задачи духовно-нравственного воспитания:

  • Формировать у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре, и языку своего народа и других народов России;
  • Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Фестиваль художественного слова, посвящённого 111-летию со дня рождения татарского поэта Мусы Джалиля

Областной

Диплом лауреата
I степени

2.

Квест «Культурное многоборье»

Региональный

Диплом
I степени

3.

Викторина «Симфония этносов»

Региональный

Диплом
I степени

4.

Фестиваль «Славно жить на белом свете, где кругом друзья твои»

Региональный

Сертификат участника

Спортивно-оздоровительное воспитание

Задачи спортивно-оздоровительного воспитания:

  • Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
  • Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья;
  • Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом.

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Спортивная эстафета «Золотая осень»

Школьный

Грамота
за III место

2.

Спартакиада «Патриот»

Городской

Грамота
за участие

3.

Соревнования по пожарно-спасательному спорту среди дружин юных пожарных общеобразовательных организаций города Томска

Городской

Диплом
за I место

Общеинтеллектуальное воспитание

Задачи общеинтеллектуального воспитания:

  • Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе;
  • Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.

№ п/п

Наименование мероприятия

Уровень участия

Результат

1.

Чемпионат Томска по игре «Что? Где? Когда?» (Школьная лига)

Городской

Сертификат участника

2.

Историческая игра «Знатоки истории»

Городской

Грамота
за VI место

3.

Игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно»

Международный

Диплом
за I место

4.

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Международный

Сертификат участника
за I место в школе

5.

Конкурс-игра «Кенгуру»

Международный

Сертификат участника
за I место в школе

6.

Игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog»

Международный

Сертификат участника

7.

Образовательный турнир «Сферы знаний»

Всероссийский

Сертификат участника

Семейное воспитание

Задачи семейного воспитания:

  • Содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы;
  • Работа с родительских активом школы с целью вовлечения родительской общественности в решении школьных проблем;
  • Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.

Отмечается помощь родителей и их активное участие в жизни класса. С родителями ведется постоянная работа. Родители заинтересованы в воспитательном процессе и являются единомышленниками учеников и учителей

В классе работал Родительский клуб. Целью его работы было повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей в условиях неформального общения.

Психологом проводились тренинговые занятия с родителями «На кризисном перекрестке» в рамках профориентационной работы, «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам», «Найти общий язык с подростком».

Активно работал родительский комитет класса в составе: Председатель родительского комитета – Садыкова Наргиза Маликовна.

Члены родительского комитета – Шушпанова Анастасия Владимировна, Сергиенко Ольга Николаевна, Сарайкина Оксана Сергеевна, Сазыкина Евгения Владимировна. Это люди, которые интересовались жизнью класса, помогали и поддерживали классного руководителя, участвовали во всех мероприятиях.

Родители участвовали в проведении общешкольных родительских собраний. Сергиенко Ольга Николаевна на общешкольном родительском собрании выступала по теме «Трудовое воспитание и профориентация детей в семье».

За прошедший учебный год были проведены классные родительские собрания:

  • Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение итоговой аттестации в 2019 году. Проблемы подросткового периода. Взаимодействие учитель, ученик, родитель;
  • Итоги 1-й четверти. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся. Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ и ГВЭ;
  • Итоги 2-й четверти. Результаты репетиционных экзаменов. Как лучше подготовиться к экзаменам;
  • Итоги 3-й четверти. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка;
  • Итоги 4-й четверти, учебного года. Здоровье вашего ребенка. Экзамены: как избежать стресса?

Посещаемость собраний была хорошей, атмосфера доброжелательной. Каждое собрание начиналось с вопросов педагогики, психологии, родителям предлагались памятки, советы, рекомендации по воспитанию детей.

Проводились индивидуальные встречи с родителями по вопросам учебы и поведения их детей, организовывались консультации учителей, работающих в классе.

Родители являются активными участниками и помощниками всех классных мероприятий. Проводились совместные мероприятия: походы в театр, кино; пикник на природе; праздники 8 Марта, День матери.

Результатом плодотворной работы с родителями стало формирование дружного классного коллектива и успешное проведение всех внеклассных мероприятий.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних:

  • Предупреждение и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, недопущение фактов конфликтов среди обучающихся;
  • Создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних;
  • Организация социального патронажа детей или их семей, рассматриваемых на заседании Совета профилактики школы.

Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни осуществлялась через индивидуальные беседы, классные часы по следующим темам:

  • «Скажем наркотикам – нет!»;
  • «Курение или здоровье – выбирайте сами»;
  • «Знать, чтобы жить» по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • «Подросток и закон».

Самоуправление в школе и классе

Задачи самоуправления:

  • Развивать у обучающихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  • Развивать самоуправление в школе и в классе;
  • Организовать учёбу актива ученического самоуправления.

Обучающиеся класса: Миллер Виктор, Киргизбаева Эльвина входили в Управляющий совет школы. Также ребята являлись членами Совета старшеклассников и принимали активное участие в его деятельности.

Активно участвовали в городской программе «Детско-юношеский парламент».

В классном коллективе активно работало Правительство класса. Его министерства курировали деятельность в разных направлениях. Правительство класса участвовало в обсуждении плана работы, заслушивали отчеты министров, организовывали участие класса в школьных мероприятиях, участвовали в проведении классных часов, решали вопросы о поощрениях и наказаниях.

Президентом класса был избран Миллер Виктор. Министрами образования были избраны Аникушин Роман и Киргизбаева Эльвина. Министрами сорта были избраны Бельш Кирилл, Новосёлов Евгений. Министрами культуры были избраны Шушпанова Дарья, Новосельцева Мария, Терещенко Дарья. Министрами труда были избраны Пестехин Илья, Путинцев Артём.

Работа Правительства класса была признана удовлетворительной. Всем нашлись занятия по их увлечениям и интересам. Ребята смогли раскрыть свои способности.

По основным направлениям воспитательной работы в течение учебного года проводились тематические классные часы: «Конституция – основной закон государства», «Покорители космоса», «4 ноября – День народного единства», «Поклонимся великим тем годам», «Ответственность в жизни человека», «Прощай 9 класс», «Нравственные ценности», «Формула безопасности», «Что угрожает нашему здоровью?», «Как выбрать будущую профессию?», «Куда пойти учиться?», «Безопасность в интернете: касается всех, касается каждого», «Экзамены без стресса», «ОГЭ: что выбрать?», «Родители меня не понимают. Как быть?»

Осуществлялся постоянный контроль над слабоуспевающими ребятами, не проявляющими интереса к учебе успеваемости и посещаемости этих детей, их работы на уроках, выяснялись причины пропусков и опозданий. Ребята вовлекались в жизнь класса и школы. Они были участниками спортивных соревнований в школе.

Одарённые ребята привлекались к участию во всероссийских и международных предметных олимпиадах и конкурсах (Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог, Золотое Руно, Кит), в научно – практической конференции «Ломоносовские чтения».

В своей воспитательной работе я использую методологический инструментарий мониторинга воспитанности и социализации обучающихся:

  • тестирование;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • беседа.

В рамках мониторинга уровня воспитанности использую диагностику уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустиной).

Диагностика уровня воспитанности обучающихся 8 В класса

Диагностика уровня воспитанности обучающихся 8 В класса показала следующие результаты: положительный фон показали – 96% обучающихся, из которых: средний уровень воспитанности – 67%, высокий уровень воспитанности – 21%, 8% обучающихся показали уровень воспитанности выше среднего. Уровень воспитанности ниже среднего показал один обучающийся (4%). Обучающихся с низким уровнем воспитанности выявлено не было.

акже среди обучающихся проводилось анкетирование «Удовлетворённости отношений с классным руководителем».

Анкета «Удовлетвореность отношений с классным руководителем»

Анкетирование «Удовлетворенность отношений с классным руководителем» показало, что в классе поддерживается положительный тон с классным руководителем. Детей, находящихся в конфликте или с наличием негативных проявлений не выявлено. Очень часто дети делали акцент на такие качества классного руководителя как: доброта, справедливость, корректность, отзывчивость.

Подводя итоги воспитательной работы классного коллектива за учебный год, можно сделать вывод о правильности выбранной цели и способах ее реализации, удалось решить поставленные задачи. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся развитием коллектива показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Поэтому основные направления должны остаться прежними.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем 5А класса. Я продолжила воспитательную работу по основным направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, семейное воспитание, самоуправление в школе и классе, спортивно-оздоровительное воспитание, духовно-нравственное воспитание, общеинтеллектуальное воспитание, профилактика правонарушений.

Можно подвести первые итоги воспитательной работы за первое полугодие учебного года.

Гражданско-патриотическое воспитание

С 3-го класса с ребятами принимали активное участие в городской программе воспитания и дополнительного образования «Память».

В 3-м классе ребята были награждены грамотой за 3 место в реализации городской военно-патриотической программы воспитания и дополнительного образования «Память», среди команд 3-х классов.

В 4-м классе ребята были награждены грамотой за 1 место в реализации городской военно-патриотической программы воспитания и дополнительного образования «Память», среди команд 4-х классов.

В этом учебном году мы продолжаем участвовать в городской программе «Память».

Духовно-нравственное воспитание

В рамках работы Центре этнокультурного образования МАОУ СОШ №47 принимали участие в следующих мероприятиях:

  • Интернет-викторине «Симфония этносов», награждены Дипломом I степени;
  • Открытом Квесте «День народного единства: диалог культур», награждены Дипломом I степени;
  • Квесте «Культурное многоборье», награждены Дипломом III степени;
  • Фестивале-конкурсе чтецов «С любовью о Родине», награждены Почётной грамотой за II место.

Приняли участие в Открытом межрегиональном с международным участием конкурсе чтецов «Была война… Была Победа», были награждены Дипломом III степени.

В рамках городской программы «Россыпь талантов» принимали участие в конкурсе-фестивале «Классный хор», были награждены Дипломом III степени.

Общеинтеллектуальное воспитание

Ребята принимают участие во всероссийских и международных предметных олимпиадах, конкурсах: Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог, Золотое Руно, Кит, в образовательном турнире «Умка», в научно-практической конференции «Ломоносовские чтения».

Экологическое воспитание

Ребята принимают активное участие в акциях: по сбору макулатуры «Спаси дерево!», «Батарейки, сдавайтесь», «Крышечки для кошечки».

Организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:

  • Ребёнок - субъект собственной жизни.
  • Каждый ребёнок талантлив.
  • Ситуация успеха, стимул к самосовершенствованию.
  • Принцип толерантности.
  • Принцип создания воспитывающей среды.
  • Принцип индивидуализации воспитания.

Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе реализацию этих принципов, является КТД.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

По моему мнению, КТД – это универсальный способ развития как отдельной личности, так и детского коллектива в целом. Очень важно, когда каждому члену коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Каждый может сам определить степень своего участия в общем деле.

На мой взгляд, все эти мероприятия, как ничто иное сплачивает детей, учат их общаться друг с другом, находить компромиссы, становиться внимательнее друг к другу.