Семейное неблагополучие как фактор риска формирования девиантного поведения у детей

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: семья


Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно.
Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции. Или имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления веществ действующих на психику, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Рассуждать о семейном неблагополучии достаточно непросто. Это обусловлено тем, что формы семейного благополучия достаточно разнообразны, также как и разнообразны виды семейных союзов. В случае явного семейного неблагополучия (к примеру, при алкогольной зависимости представителей семьи, конфликтов внутри семьи, насилие детей и жестокое обращение с ними и т.д.) не появляется сомнений как у педагогических работников, так и у общественности по поводу того, что эти семьи не способны успешно реализовывать свои главные функциями, в первую очередь, с воспитательными задачами. Такие семьи оказывают на детей десоциализирующее воздействие. Однако скрытые формы семейного благополучия не вызывают большой тревоги, а также особой обеспокоенности. Кажется, что респектабельные семьи, которым характерно скрытое неблагополучие, афишируют двойную мораль, которую достаточно быстро усваивают дети и делают эту мораль законом собственной жизни. Если рассуждать о причинах семейного неблагополучия, то и в данном случае все обстоит не так уж и просто, как кажется. Стремительные перемены в социально-экономической, политической сфере нашей страны отрицательно сказались не только материальной стороне семьи. Негативное воздействие эти перемены оказали и на взаимоотношения между представителями этих семей, и, в первую очередь, на взаимоотношения между родителями и детьми. В связи с этим, увеличилась напряженность в общении родителей с детьми, стремительно возрос уровень тревожности детей уже в начальной школе. Если посмотреть с одной стороны, то у родителей отсутствует достаточное количество времени для полной реализации воспитательной функции по причине дополнительной нагрузки на работе. Если посмотреть с другой стороны, то у большого числа родителей отсутствуют необходимые знания, которые позволили бы решить какую-либо проблему, зачастую возникшую в семейных отношениях нежданно. Таким образом, работа психолога заключается в создании в семье чувства безопасности. Психолог должен быть уверен в правильности собственных действий. Он должен уметь четко излагать свои цели, с которыми он намеревается работать.

Предоставляя помощь людям, психолог должен обладать отличиями от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и определенным отношением к тем кто к нему обращается. Для установления контакта этот специалист должен уметь смотреть на окружающий нас мир глазами человека, который пришел за помощью.

Психологу приходится неоднократно сталкиваться с различными семьями. Это такие семьи, в которых дети живут в непрерывных ссорах со своими родителями, в которых родители алкоголики либо наркоманы, больные с хроническими заболеваниями либо инвалиды. В настоящее время у родителей появилась еще одна проблема - безработица.

Необходимо ежедневное общение психолога, когда в семье нет кого-нибудь из родителей (отца или матери) и детей воспитывает их бабушка либо другие близкие родственники, когда в период запоев либо в период загулов родителей дети остаются одинокими, когда родители отвергают любовь детей либо «спекулируют» любовью ребенка к нему в своих отношениях.

Как раз в этих семьях у детей имеются определенные отклонения в поведении. В том случае, когда в семье нет контактов, когда к детям относятся формально, любовь, забота и доброжелательность взрослых оказывает на детей положительное влияние.

В нынешних условиях, когда семья несет полную ответственность за воспитание и содержание ребенка необходимо смочь создать такую внутрисемейную обстановку, создать такой климат в семье, которые бы смогли обеспечить все необходимые условия для этого.

Задача психолога заключается в работе с семьей, которая проявляется в разрешении внутрисемейных кризисных ситуаций. В то же время, необходимо уделить особое внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

Основная цель заключается в мобилизации внутренних сил семьи на преодоление кризиса. В этих целях, прежде всего, следует хорошо проанализировать проблемы. Кроме того, необходимо проконсультироваться со специалистами. Также следует выявить пути выхода из кризиса. Однако любую работу с семьей психолог начинает с её изучения.