Теоретические вопросы, итоговая контрольная работа в двух вариантах для учащихся 3-го класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ (8–9 лет обучения)

Разделы: Музыка

Класс: 3

Ключевые слова: сольфеджио


Пояснительная записка

Данная методическая разработка по сольфеджио для учащихся 3 класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ включает устные теоретические вопросы по основным тематическим разделам и письменную контрольную итоговую работу в двух вариантах. Теоретические вопросы для учащихся 3 класса ФПО, ОСИ, ОХП ДМШ можно использовать для повторения, закрепления пройденных тем по разделам или по несколько вопросов регулярно на каждом уроке, чтобы учащиеся запоминали основной теоретический материал. Можно эти вопросы применять для контрольного опроса, с целью оценить знания теоретического материала учащихся. В домашней работе  изучение основных правил по сольфеджио у большинства учащихся не является систематической работой по разным причинам. Поэтому, применяя  теоретические опросы учащихся на уроке, можно добиться от них более крепких и точных теоретических знаний.

Контрольная работа с заданиями в двух вариантах отражает основной пройденный материал за 3 класс по 8-9 летней программе ДМШ. Первые 12 вопросов – основные, с 13-15 вопросы – дополнительные. Вопросы для контрольной работы педагог может варьировать, изменить или подобрать сам, учитывая пройденный материал и уровень группы.

Теоретические вопросы по сольфеджио для учащихся 3 класса ДМШ (8-9 лет обучения)

I Лад

1. Связь устойчивых и неустойчивых звуков вокруг одного опорного устойчивого звука, который называется тоникой (Лад).

2. Название I ступени лада (Тоника).

3. Название I, III, V ступеней лада (Устойчивые).

4. Названия II, IV, VI, VII ступеней (Неустойчивые)

5. Название II и VII ступеней (Вводные ступени).

6. Переход неустойчивых звуков в устойчивые звуки (Разрешение).

7. Последовательный ряд звуков от одного звука до его повторения (Гамма).

8. Последовательный ряд звуков, менее 8 (Звукоряд).

9. Дословный перевод  какого лада: больший, светлый, твёрдый? (Мажора).

10. Строение какого лада: Т-П-2Т-П-2Т? (Минора).

11. Минор с VII#↑ и ↓? (Гармонический минор).

12. Дословный перевод какого лада: меньший, мягкий, тёмный? (Минора).

13. Строение какого лада: 2Т-П-3Т-П? (Мажора).

14. Минор с VI# и VII#↑, а ↓ повышения отменяются, как натуральный?  (Мелодический минор).

15. Минор, звуки которого без изменений? (натуральный).

16. Окружение устойчивых ступеней соседними звуками? (Опевания).

17. Половина гаммы? (Тетрахорд).

18. Самое узкое расстояние между звуками? (Полутон).

19. Расстояние, равное 2-м полутонам? (Тон).

20. Повышение и понижение звуков? (Альтерация).

21. Как называются знаки, стоящие после ключа? (Ключевые).

22. Как называются знаки альтерации, действующие на протяжении всего произведения? (Ключевые).

23. Какие знаки альтерации действуют только в одном такте? (Случайные).

24. Как называются знаки, стоящие перед нотами? (Случайные).

II Тональности

1. Высота лада? (Тональность)

2. Мажор и минор с общими ключевыми знаками? (Параллельные тональности).

3. Мажор и минор с общей I ступенью? (Одноимённые тональности).

4. Сочетание двух тоник, двух тональностей в мелодии? (Переменный лад).

5. Последний ключевой # в диезных мажорных тональностях – это какая ступень? (VII ступень).

6. Предпоследний бемоль в мажорных тональностях – это  какая ступень? (I ступень).

7. Назвать b минорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↓ (ля-ре-соль-до).

8. Назвать # минорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↑ (ля-ми-си-фа#).

9. Назвать # мажорные тональности до 3-х знаков по 5 кругу ↑ (До-Соль-Ре-Ля).

10. Назвать b мажорные тональности до 3-х знаков  5 кругу ↓ (До-Фа-Сиb-Миb).

11. Как называется перенесение фразы или мелодии из одной тональности в другую? (Транспонирование).

12. Назвать ключевые # по порядку (фа, до, соль, ре, ля, ми, си).

13. Назвать ключевые b по порядку (си, ми, ля, ре, соль, до, фа).

III Интервалы вне лада

1. Расстояние между 2 звуками, сочетание 2-х звуков или двузвучие? (Интервал).

2. Нижний звук интервала (Основание).

3. Верхний звук интервала (Вершина).

4. Звуки интервала, взятые по-очереди (Мелодические).

5. Звуки интервала, взятые одновременно (Гармонические).

6. Чем измеряют интервалы? (Количеством ступеней, количеством тонов и полутонов).

7. Что значит количественная величина интервалов? (Количество ступеней в интервале)

8. Назвать количество ступеней в интервалах (Опрос в виде диалога):

Педагогу
Учащимся
Перечислять названия интервалов →

Отвечать количество ступеней

Называть количество ступеней →

Отвечать названия интервалов

9. Что значит качественная величина интервалов? (Количество тонов и полутонов в интервале).

10. Называть количество тонов, полутонов в интервалах (вопрос-ответ):

Педагогу
Учащимся
Перечислять названия интервалов →

Отвечать количество тонов или полутонов

Называть количество тонов или полутонов →

Отвечать названия интервалов

11. Назвать весьма совершенные интервалы (ч.1, ч.8).

12. Назвать совершенные интервалы (ч.4, ч.5).

13. Назвать несовершенные интервалы (м.3, б.3, м.6, б.6).

14. Назвать диссонансы (м.2, б.2, м.7,б.7, тритоны – ув.4 и ум.5).

15. Назвать малые интервалы (м.2, м.3, м.6,м.7).

16. Назвать большие интервалы (б.2, б.3, б.6, б.7).

17. Назвать чистые интервалы (ч.1, ч.4, ч.5, ч.8).

18. Какие получатся интервалы, если уменьшить малые на полутон? (Уменьшённые).

19. Какие получатся интервалы, если большие увеличить на полутон? (Увеличенные).

20. Как называется перестановка основания с вершиной в интервале? (Обращение).

21. Сколько обращений у интервала? (Одно).

22. Чему равна сумма обращённых интервалов? (9).

23. Какой интервал составляют обращённые интервалы? (Октаву).

24. В какие интервалы обращаются интервалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8? (Ответ: в интервалы 8,7,6,5,4,3,2,1).

25. Во что обращаются интервалы: малые, большие, чистые, увеличенные, уменьшённые? (Ответ:  → в большие, малые, чистые, уменьшённые, увеличенные).

26. В какие интервалы обращаются: м.2 -?   м.3 -?  б.3 - ?   б.7 - ?  б.6 - ?  м.6 - ?  ч.4 - ?  б.2 - ? 

  ч.1 - ?   ч.5 - ?  ч.8 - ?  м.7 - ? (Ответ: б.7, б.6, м.6, м.2, м.3, б.3, ч.5, м.7, ч.8, ч.4, ч.1, б.2)

27. Какие интервалы называются диатоническими? (Интервалы натуральных ладов).

28. Какие интервалы называются характерными? (Интервалы гармонических ладов).

IV Интервалы в ладу (в мажоре и натуральном миноре)

1. Сколько м.2 в мажоре? На каких ступенях? (Две: м.2: на III и VII ступенях).

2. Сколько м.2 в миноре натуральном и на каких ступенях?  (Две м.2: на II  и на V ступенях).

3. Сколько б.2 в мажоре? На каких ступенях? (Пять: б.2 – на всех ступенях, кроме III и VII ступеней).

4. Сколько б.2 в миноре натуральном? (Пять: б.2 – на всех ступенях, кроме II и V ступеней).

5. Сколько м.3 в мажоре и на каких ступенях? (Четыре: на II, III, VI, VII ступенях).

6. Сколько м.3 в миноре, на каких ступенях? (Четыре: на I, II, IV, V ступенях).

7. Сколько б.3 в мажоре, на каких ступенях? (Три: на I, IV, V ступенях).

8. Сколько б.3 в миноре натуральном и на каких ступенях? (Три: на III, VI, VII ступенях).

9. На каких ступенях ув.4 и ум.5 в мажоре? (На IV – ув.4, на VII – ум.5).

10. На каких ступенях ув.4 и ум.5 в миноре? (ув.4 – на VI ступени, ум.5 – на II ступени).

11. Сколько ч.4 в мажоре, на каких ступенях? (ч.4 - шесть, на всех ступенях, кроме IV ступени).

12. Сколько ч.5 в мажоре и на каких ступенях? (Всего шесть ч.5 на всех ступенях, кроме VII ступени).

13. Сколько ч.4 в миноре натуральном? На каких степенях? (ч.4 в миноре - 6, на всех ступенях, кроме VI ступени).

14. Сколько ч.5 в миноре натуральном, на каких ступенях? (В миноре 6 ч.5 на всех ступенях, кроме II ступени).

15. Сколько м.6 в мажоре, на каких ступенях? (Три – на III, VI, VIIступенях).

16. Сколько м.6 в миноре натуральном? На каких ступенях? (Три: м.6 – на I, II, V ступенях).

17. Сколько б.6 в мажоре, на каких ступенях? (Четыре – на I, II, IV, V ступенях).

18. Сколько б.6 в миноре натуральном, на каких ступенях? (Четыре: на III, IV, VI, VII ступенях).

19. Сколько б.7 в мажоре? (Две: б.7 на I, IV ступенях).

20. Сколько б.7 в миноре натуральном? (Две – на III и на VI ступенях).

21. Сколько м.7 в мажоре, на каких ступенях? (Пять^ м.7 – на II, III, V, VI, VII ступенях).

22. Сколько м.7 в миноре натуральном? (Пять – на I, II, IV, V, VII ступенях).

23. Сколько ч.1 в мажоре и миноре? (восемь ч.1 - на всех ступенях)).

24. Сколько ч.8 в мажоре и миноре? (восемь ч.8 - на всех ступенях)).

25. В каком ладу возникает ув.2 и на какой ступени? (в гармоническом миноре, на VI ступени за счёт повышения VII ступени).

26. Какие интервалы называются устойчивые? (Интервалы, состоящие из устойчивых ступеней).

27. Какие интервалы называются неустойчивые? (Интервалы, в которых есть одна или несколько неустойчивых ступеней).

28. Что значить разрешить интервалы? (Это значит, что неустойчивые звуки надо перевести в устойчивые звуки  по тяготению, а устойчивые звуки, если они есть – оставить на месте).

V Аккорд. Трезвучия вне лада (от звуков)

1. Дать название определению: «Три и более звуков, взятых одновременно»? (Аккорд).

2. Как называется аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям? (Трезвучие).

3. Сколько всего видов трезвучий? Чем они отличаются друг от друга? (Четыре. Отличаются строением интервалов, характером).

4. Назвать по строению трезвучия, их характер:

м.3 + б.3 - ? (Минорное трезвучие. Тёмная, печальная окраска).

Две м.3 - ? (Уменьшённое трезвучие. Напряжённый характер).

Две б.3 - ? (Увеличенное трезвучие. Сказочно, фантастично).

б.3 + м.3 - ? (Мажорное трезвучие. Характер светлый, бодрый).

VI Обращения трезвучий вне лада

1. Сколько обращений у трезвучия? Как они называются? (Два: секстаккорд и квартсекстаккорд).

2. Какое обращение трезвучия: 4+3? (второе обращение - квартсекстаккорд).

3. Назвать обращение трезвучия: 3+4 (первое обращение - секстаккорд).

4. Определить по строению обращения Б5/3 и М5/3 вне лада:

м.3 + ч.4 - ? (Мажорный секстаккорд). ч.4 + б.3 - ? (Мажорный квартсекстаккорд).

ч.4 + м.3 - ? (Минорный квартсекстаккорд). б.3 + ч.4 - ? (Минорный секстаккорд).

VII Главные трезвучия, их обращения

1. Какие трезвучия называются главными? (Трезвучия на I, IV, V ступенях лада).

2. Почему главные трезвучия так называются? (Они строятся на главных ступенях лада; определяют ладовый характер звучания: в натуральном мажоре – они мажорные, в миноре натуральном – минорные; выполняют роль устоя и неустоя в ладу; играют ведущую роль для гармонизации мелодий).

3. Как называются трезвучия на II, III, VI, VII ступенях лада? (Побочные трезвучия).

4. Как обозначаются главные трезвучия в мажоре? (Они обозначаются большими буквами: Т, S, D.

5. Как обозначаются главные трезвучия в миноре натуральном? (Обозначаются трезвучия маленькими буквами: t, s, d).

6. Обозначение главных трезвучий в миноре гармоническом (Маленькие буквы – t, s; D – большая буква, так как из-за VII# в миноре D5/3 звучит мажорно).

7. Назвать ступени главных трезвучий:

Т5/3 – ? (на I ступени);

D5/3  – ?  (на V ступени).

S5/3 – ? (на IV ступени);

8. На каких ступенях строятся обращения аккордов D группы? (D5/3 – на V ступени, D6 – на VII ступени в мажоре, на VII#  - в миноре гармоническом, D6/4 - на II ступени).

9. На каких ступенях строятся аккорды S группы? (S5/3 – на IV, S6 – на VI, S6/4 – на I ).

10. Назвать ступени аккордов Т группы (на I ступени - Т5/3, на IIIступени - Т6, на Vступени - Т6/4).

11. Какие аккорды можно назвать устойчивыми? (Ответ: Т5/3, Т6, Т6/4).

12. Самый устойчивый аккорд в музыке? (Т5/3).

12. Какие аккорды вы считаете неустойчивыми? (Ответ: аккорды D группы, аккорды S группы, аккорды побочных трезвучий и их обращений).

VIII Метр и ритм

1. Сколько долей или ритмических групп в размере 2/4? (Две группы).

2. Сколько долей или ритмических групп в размере 3/4? (Три группы).

3. Как пишутся мелкие длительности в размере 3/8? (Под одним ребром).

4. Сколько ритмических групп в размере 4/4? (Две группы по 2/4).

5. В каких случаях штили пишутся ↑? (Если ноты пишутся ниже 3 линейки нотного стана).

6. В каких случаях штили пишутся ↓? (Если ноты пишутся выше 3 линейки нотного стана).

7. Чередование сильных и слабых долей – что это? (Метр).

8 Чередование длинных и коротких звуков? (Ритм).

9. Что значит акцент? (Это – ударение в музыке).

10. Что такое группировка? (Распределение нот в группы по размеру пьесы).

11. Какие виды группировки вы знаете? (Два вида: вокальная и инструментальная).

12. Чему подчинена инструментальная группировка? (Объединению нот в группы в соответствии с размером).

13. Чему подчинена вокальная группировка? (В вокальной музыке длительности группируются по слогам текста. Если каждому слогу соответствует один звук, то ноты не группируются, а записываются отдельно).

14. Сколько ритмических групп в простых размерах? (Ритмических групп столько, сколько долей в тактах).

15. Как называется ритм с точками? (Пунктирный ритм).

16. На сколько удлиняет ноту точка, стоящая справа возле неё? (На половину её длительности).

17. Как называется знак молчания в музыке? (Пауза).

18. Расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли? (Такт).

19. Как называются цифры, обозначающие количество долей в такте и длительность каждой доли? (Размер).

20. Вертикальная линия, пересекающая нотный стан перед сильной долей? (Тактовая черта).

21. Назвать простые размеры (Ответ: 2/4,3/4, 3/8).

22. Назвать сложные размеры (Ответ: 4/4).

23. Сколько сильных долей в простых размерах? (Одна сильная доля).

24. Исполнить по карточкам изученные ритмические формулы, например. <Рис.1-5>:

IX Некоторые теоретические понятия

1. Что значит слово темп? (Скорость музыки).

2. Динамика? (Сила звука).

3. Нюансы? (Оттенки в музыке).

4. Штрихи? (Приёмы звукоизвлечения).

5. Энгармонизм звуков? (Звуки, одинаковые по высоте, различные по названию).

6. Октава? (Расстояние от одного звука до его повторения).

7. Регистр? (Группа звуков, близких по высоте).

8. Реприза? (Знак повторения).

9. Сольфеджирование? (Пение по нотам данной мелодии с дирижированием. Может быть предшествовать анализ мелодии, разучивание).

10. Чтение с листа? (Пение по нотам несложной мелодии с дирижированием, без подготовки).

11. Сольмизация? (Проговаривание нот в определённом размере, темпе, с дирижированием).

X Структура мелодии, её состав, изложение, развитие

1. Перечислите, из каких элементов состоит мелодия? (Поступенного движения ↑ или ↓, скачка, движения мелодии по звукам аккордов, использование опевания устойчивых ступеней).

2. Основной закон мелодии? (Волнообразность, чередование скачка и поступенного движения).

3. Какой ступенью завершается мелодия? (Тоникой – I ступенью).

4. Одночастная форма изложения музыкальной мысли? (Период).

5. В какой форме часто пишется мелодия классиков? (В форме периода).

6. Как называется часть периода? (Предложение.)

7. Сколько предложений чаще в периоде? (Чаще бывает два, но возможно и три, четыре).

8. Как заканчивается 1 предложение и второе? (Первое – неустойчиво, на неустойчивой гармонии, второе – устойчиво, на Т5/3).

9. Как называется конец 1 предложения (4 такт) и конец 2 предложения (8 такт)? (Половинная каденция – конец 1 предложения, заключительная каденция – конец 2 предложения).

10. Какие приёмы для развития мелодии используются в периоде? ( Точный повтор, варьирование интонаций, ритма, секвенция).

11. Как называется смещение мотива на другую высоту? (Секвенция).

12. Какие бывают секвенции? (Гармонические, мелодические, восходящие, нисходящие).

13. Как называется интервал, на который смещается мотив? (Шаг секвенции).

14. На какие интервалы может смещаться мотив? И может ли меняться шаг секвенции? (Чаще – на интервалы: 2,3. Шаг секвенции может меняться).

15. Как называется начальный мотив секвенции? (Начальный мотив секвенции - звено).

16. Сколько звеньев бывает у секвенции? (Чаще – 2,3, но возможно и больше).

Итоговая контрольная работа по сольфеджио для учащихся 3 класса (2 варианта)