Слайд 1
Первый этап урока: постановка вопроса, выдвижение гипотез. Попробуем выяснить, от чего зависит результат действия силы.
Слайд 2
Сформулируйте вопрос «Почему…»
- Почему человек на лыжах проваливается в снег меньше, чем без них?
- И почему экскаватор проваливается меньше в песке, чем легковой автомобиль?
Для самостоятельного исследования целесообразно использовать тела, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни. Например, это могут быть гвозди, саморезы и т.п. на следующем фрагменте урока обосновываются гипотезы о возможной связи вводимой величины с величинами, характеризующими силу и способы проверки (слайды 3-5)
Слайды 3–4
Эвристическая беседа позволяет сформулировать проверяемые гипотезы.
Второй этап урока: проверка сформулированных гипотез о зависимости результата действия силы от ее модуля.
Слайд 5
Фронтальный эксперимент №1: исследование зависимости результата действия силы от величины действующей силы.
Слайд 6
Фронтальный эксперимент №2: исследование зависимости результата действия силы от площади поверхности, на которую она действует. Приборы: два самореза одинакового размера, кусок пластилина.
Далее вводится ключевая величина - давление (слайды 7-8) и отрабатываются экспериментальные умения определения давления (слайд 9)
Слайд 7
Третий этап урока: формулирование полученного знания.
Слайд 8
Записана закономерность, определяющая величину, характеризующую действие силы на поверхность.
Слайд 9
Введена единица измерения давления.
Слайд 10
При обсуждении способов изменения давления используются знания учеников о дробях, полученные ими знания на уроках математики (метапредметные связи с математикой).
Четвертый этап урока: первичное закрепление полученного знания.
Слайд 11
Решение экспериментальной задачи по определению давления бруска на разные грани:
- отработка навыка перевода единиц площади;
- отработка навыка вычисления давления;
- получение эмпирически знания, что при повороте бруска на меньшую грань его давление на поверхность увеличивается. Это важно для учеников, слабо владеющих навыком логического мышления, но обладающих хорошей памятью,
- обучение планированию эксперимента.
В заключительной части урока на основе изученного материала объясняются контекстные и практико-ориентированные ситуации, в которых используется введенная величина – давление. И наконец, обсуждаются проблемы, с постановки которых урок начался (слайды 12-14)
Пятый этап урока: контекстное применение знания. Применение полученного знания для объяснения наблюдаемых примеров изменения давления в природе и технике (межпредметные связи с биологией, географией, технологией).
Слайды 12–13
В быту необходимо как снижать давление, так и увеличивать его. Чтобы было легче резать ножом или ножницами, надо их затачивать, тогда уменьшается площадь поверхности, на которую воздействует сила, и увеличивается давление. Гусеницы бульдозера, трактора и т.п. снижают давление тяжелой техники на землю.
Слайд 14
Рефлексия в конце урока. Подведение итогов урока.
Завершает презентацию слайд с домашним заданием.
Слайд 15
Роль домашнего задания – закрепление полученного на уроке.