Обучение и воспитание в коррекционной школе осуществляется на основе принципов, присущих общей системе обучения и воспитания. Вместе с тем, коррекционная школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.
Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Учащиеся коррекционной школы отличаются крайне низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения. Это можно объяснить не только своеобразием психического развития таких детей, но и недостатками обучения. Очень часто, готовясь к уроку, учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Учитель часто преподносит материал в готовом виде, не надеясь, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом.
Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но не к развитию мышления. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на осознанном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию, т.е. необходимо повышать познавательную активность учащихся, включая учеников в творческую деятельность.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.
Известный педагог – новатор Василий Александрович Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития» — писал В.А.Сухомлинский.
В чём же преимущества игровых форм обучения?
Игра — организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эту задачу обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребенка игра – это, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь имеют порой более важное значение, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на психике обучающихся.
Цель игровых форм обучения: сделать процесс обучения более активным и интенсивным.
Задачи:
- Расширение кругозора.
- Применение ЗУН в практической деятельности.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие координации движения, внимания, быстроты реакции, памяти, мышления, творческих способностей.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических и подвижных игр. Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и тренировки, образовательную задачу; игровые действия; правила игры; результат.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей.
Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, жетонов и т.д., забвение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: если при лекционной традиционной подаче материала усваивается около 21% информации, то в игре до 63%.
Повышается и уровень мотивации: с 47% до 85%, т.к. учащимся интересно на уроке, они отмечают хорошее настроении и желание идти на урок.
В своей работе я использую игровую деятельность на различных этапах, в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами). Подобрать соответствующие термины машинных работ или утюжильных. Кто быстрее.
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Кто сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. (Машинные швы, плечевые изделия, поясные изделия и пр.)
Задание – составить слова по стрелочкам (кто нашел слово, записывает его на доске). Стачной шов, накладной, запошивочный - обсудив, какие это швы переходим к теме урока – «Соединительные швы».
Лото
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка (варианты лото: карточка с образцами, с названиями швов, со схемами швов).
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала.
В разделе ремонт одежды - тема «Наложение заплаты», заплату надо подбирать по цвету, размеру, форме. Провожу игру «Подбери…»
Для концентрации внимания включаю в урок различные игровые задания. Посмотри внимательно и найди отдельные части на готовом панно.
Зашифрованные слова
Ребусы, кроссворды и т.д.
Разыгрывание ситуаций. (Звонок по объявлению, составление объявления)
Моделирование ситуации «Магазин»
(уголок кабинета оформлен под магазин: ткани: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые с ценниками)
Вы пришли в магазин, что бы приобрести ткань для пошива ночной сорочки или (фартука, прихваток, наволочки, постельного белья, юбки, платья и т.д.).
Обратитесь к продавцу с просьбой. (разыгрывание ситуаций, диалог может быть между учителем (продавцом) и ученицей (покупателем) либо работа в парах.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра-путешествие (Путешествие в страну «Машино – ведение»), ролевая игра «Швейное производство».
Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. Урок проверки знаний «Своя игра».
Оживляют урок и различные физминутки
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- игра самый приемлемый прием и метод коррекции интеллектуального развития умственно отсталого ребенка;
- игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся;
- включение игр в уроки повышает мотивацию, интерес к предмету;
- повышается успешность уроков швейного дела с позиции усвоения материала при проведении уроков в игровой форме или использование игровых моментов и заданий, дидактических игр;
- активное использование игры, как наиболее адекватного метода работы с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, способствует повышению эффективности занятий по швейному делу.
Литература
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В.Воронкова. – М., 1994.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П.Кащенко. - М., 1994.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе./ С.Л.Мирский - Москва: Просвещение, 1980.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей/ Н.Г.Морозова. - М.: «Просвещение», 1969.
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я.Рубинштейн. - М., 1986.