Цели:
- Познакомить с понятием «однокоренные слова».
- Закреплять умение распознавать однокоренные слова, находить корень в родственных словах.
- Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
- Воспитывать взаимоуважение, дружескую поддержку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим товарищам!
- Все готовы? Тогда начнём.
- С чего начинается урок? (открываем тетрадь, записываем число, классная работа)
2. Чистописание
- Чтоб красивей и быстрее мы писали, сделаем пальчиковую гимнастику.
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Давай теперь подружатся
Наши пальчики (соединять пальцы рук от мизинца к большому и наоборот)
Вот теперь все подружились
И в письме мы закружились.
- Нас ждёт…. (минутка чистописания)
- Посмотрите, мудрая сова приготовила для нас предложение.
- Внимательно запишите это предложение и подумайте, что интересного оно несёт в себе?
3. Актуализация опорных знаний
- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?
- Что их объединяет? (общий корень)
- Кто сформулирует тему урока, чем мы будем заниматься?
- Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.
4. Упражнения в распознавании однокоренных слов
- Давайте посмотрим, что это за слова перед нами? (зима, зимушка, зимовать, декабрь, зимний, мороз)?
- Что их объединяет?
- Есть ли в словах общая часть или корень?
- Какие слова родственные, а какие лишние?
- Давайте запишем только родственные слова.
- Проверим, так ли у нас получилось?
- Молодцы! Следующая группа слов: медведь, медвежонок, медленно, медвежий.
- Третья группа: волокно, волчий, волчонок, волк, волчица.
- И последняя группа: лиса, лисёнок, листик, лисий.
- У вас получились группы родственных слов. Давайте выделим в каждой группе общую часть. Как она называется? (корень)
- Подумайте, как можно назвать слова с одним корнем? (однокоренные)
5. Зрительная физминутка
6. Закрепление полученных знаний
- Образуй однокоренные слова, используя части речи. А какие части речи мы с вами уже знаем? (сущ., прил., гл.)
- На какие вопросы они отвечают?
Работа по слайду № 11.
Двигательная музыкальная физминутка.
- Найдите цифру 1. Какое слово лишнее? Докажите, почему?
- Цифра 4. Какое слово не является однокоренным?
- Цифра 2. Прочитайте только однокоренные слова.
- Цифра 3. Какое слово лишнее?
7. Резерв
С. 62 упр.10.
8. Рефлексия
- Настала пора оценить свою работу на сегодняшнем уроке.
Поднимите жёлтый смайлик с улыбкой, кто считает, что работал на «отлично», смайлик красного цвета, если вы работали «хорошо», синий смайлик, если вам было не все понятно.
9. Итог урока
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
- Достигли мы её?
- Что вам показалось самым интересным?
- Что узнали нового на уроке?