В настоящее время перед обществом стоит задача повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. В современном мире это не менее 500 млн. человек. Среди них более 150 млн. детей. Специалисты многих стран ищут эффективные программы для укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни.
Обучение слепых и слабовидящих детей осуществляется в специализированных школах для детей с нарушениями зрения.
Но, не все родители имеют возможность направить ребенка в такое учебное учреждение, и поэтому ребенок посещает общеобразовательную массовую школу.
Начало обучения в школе – это трудный этап в жизни каждого ребенка; меняется его жизнь и виды деятельности. Для первоклассников с нарушением зрения новая для них роль ученика нередко приводит к огромным физическим и эмоциональным нагрузкам. На все трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе, наслаиваются трудности, которые вызваны нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.
Рассмотрим условия, которые необходимо соблюдать при проведении коррекционной работы на уроках, что позволит учителю наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего развития личности ребенка.
С начала обучения учителю необходимо предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с нарушением зрения, если ему не оказать нужную помощь.
Изначально необходимо обратить внимание на то, как ребенок подготовлен к школе. Особенно заметны в начальный период обучения и важны для детей с нарушением зрения следующие компоненты:
– мотивационная готовность к школе;
– умение приводить в порядок свое рабочее место;
– воспринимать указания учителя и действовать в соответствии с ними;
– создание подходящих для зрения условий и использование особых наглядных пособий.
Очень важно большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами повышать интерес у детей к учебе. Прежде всего, необходимо, создать комфортные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, с радостью шли на уроки.
Очень важно при формировании положительного эмоционального настроя использовалась ситуация успеха. Для этого учитель использует такой педагогический инструмент, как оценка.
В 1-й год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время нельзя оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Учитель должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех. Обращая внимание на положительные стороны в работе учащихся, учитель тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше.
Положительная мотивация к учебной деятельности является основой уверенного отношения к жизни, что является важной составляющей для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.
С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Поэтому необходимо научить школьника правильно располагать школьные принадлежности, отводя для каждого из них определенное место.
Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть очень хорошо освещено. Такого ученика необходимо посадить на первый (возле окна) или на второй (средний) ряд. Кроме того, надо учитывать, что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске. А дальнозоркого ребенка, наоборот – подальше от доски, на последние парты. Это связано с особенностями зрительной аномалии ребенка.
Для правильной посадки и удобства в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны парты те, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это помогает ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Если парта не имеет поднимающейся крышки, нужно использовать подставку для книг.
Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Необходимо обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого видения очертания изображения или предлагаемой информации.
Вовлечение ребенка с нарушением зрения в работу является очень сложной задачей для учителя, для самого ребенка и для учеников. Так как слабовидящий ребенок читает и пишет медленнее, чем зрячие ученики и не успевает за всем классом. Во время учебной работы педагог должен внимательно следить за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с хорошо видящими учениками. Эти наблюдения нужны для того, чтобы контролировать рабочую нагрузку ученика, прибавлять или уменьшать время решения учебных задач.
Особого внимания заслуживает организация фронтальной работы в классе. Для детей с нарушением зрения целесообразно подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они имели возможность принять участие во фронтальной работе класса.
В ходе учебно-воспитательного процесса огромную роль играет речь учителя. Она должна быть четкой, эмоциональной, выразительной. Учитель должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т. п.
Учитывая, что именно в период школьного обучения увеличивается число близоруких детей, важно контролировать объем домашних заданий, связанных со зрительной работой.
Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте и т. п. Поэтому, учебные пособия должны быть красочными, четкими, яркими, достаточно большими. Если задание для самостоятельной работы написано на доске, то учитель должен убедиться в том, что ребенок хорошо видит и понимает, что там написано.
Нужно учитывать, что у детей с близорукостью и дальнозоркостью повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо по возможности давать на уроке разнообразные виды работы, то есть чередовать зрительную работу с другими видами работ. После напряженной работы за столом в течение 10–15 минут (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку нужно сделать упражнения для снятия зрительного утомления.
Важным условием обучения в массовой школе слабовидящего ребенка является создание у него определенного психологического настроя. Он должен быть готов преодолеть трудности, которые могут иногда возникать. Одноклассников нужно ознакомить с особенностями такого ребенка и сформировать доброжелательное отношение к нему. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был эмоционально травмирован нормально видящими учащимися. Но в то же время нельзя слишком опекать ребенка, поскольку чрезмерная забота подчеркивает его нестабильность.
У детей с нарушением зрения возникают проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. Эти дети, зачастую не умеют слушать собеседника, а также малообщительны. У таких детей речь часто носит монологичный характер, диалога не получается. В таких случаях очень важна помощь.
Зная особенности детей с нарушением зрения и его причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их нормального развития как в школе, так и вне школьных занятий, чтобы избежать возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в психическом и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.
Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания, как в школе, так и в семье, использование верно подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопонимание педагогов и родителей в данном направлении дает возможность избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.
Литература
1. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И.Земцова. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
2. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В.А.Кручинин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб.: РГПУ, 2007. – 184 с.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : метод. рекомендации / отв. ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.