В каждом сверкает искра прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования. Одним из главных признаков сегодняшней школы, школы начала XXI века, является гуманизация образования. И на современном этапе образовательной политики становится актуальным вопрос осознания своего развития, отслеживание и понимание своих действий, чувств, мыслей, овладение формами саморефлексии, составление планов личностного роста, индивидуальных программ образования.
Новые направления оценки образованности в стандартах нового поколения:
- Система оценки – инструментальное ядро ГОС.
- Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования.
- Ориентация оценки на деятельностный подход.
- Комплексный подход к оценке результата образования.
- «Встороенность» оценивания в образовательный процесс и оценка
Социокультурный системный подход в образовании призван сформировать ответственность молодого поколения за настоящее и будущее своей семьи, малой родины и всей страны, подвести учащихся к принятию духовных и культурных традициях народов Урала, воспитать в них чувство «духовной оседлости».
В качестве задач этого подхода в образовании выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Начиная с 5 класса, в жизнь учеников школы №6 города Карпинска входят занятия по Истокам уральской культуры. А вместе с ними и работа над собственными книгами по краеведению и творчеству.
На этих занятиях обсуждаются серьёзные проблемы – о честности и совести, о милосердии и верности, о семье и родном крае. Свои рассуждения ребята записывают в свою Первую книгу по краеведению, каждый в свою личную. Сюда же они помещают свои сообщения и творческие работы, а так же понравившиеся стихи и фотографии.
В сборнике четыре главы:
- "Дом творчества" - о пользе учения и истории образования на Урале;
- "Постижение красоты" - на примере уральских зодчих, художников, писателей;
- "Пути познания" - образ ученого;
- "Связь времен"- о хранителях памяти, собирателях и создателях Уральских музеев, в том числе Карпинском городском и школьном.
Работая над созданием сборника учащиеся получают разноплановые задания индивидуального и группового характера. Их выполнение проходит три этапа оценки в соответствии с используемыми социокультурными технологиями: самооценку, взаимооценку и экспертную оценку. Обязательными элементами данной технологии является присоединение к теме на начальном этапе, тренинги на основном и рефлексия, как завершающий этап работы.
Как известно, переживания нельзя вызвать усилием воли, с помощью осознания его необходимости. Переживание возникает в результате собственной активности человека, в процессе продуктивной деятельности, в ситуации содержательного поиска. В условиях, когда познаваемое приобретает жизненный смысл для ребёнка, оно переживается, наполняется ценностным содержанием.
При работе над первой главой книги "Дом творчества", с которым сравнивается школа, учащиеся получают для самостоятельной работы задания, развивающие коммуникативные и духовно-нравственные качества личности. Предлагаемое задание, написать сочинение «Творческий человек в твоей семье», выполняется учащимися с личностной позиции «Моё окно в духовный мир». Получив задание, рассмотреть герб школы, ребята начали понимать, насколько многогранны её функции. Самостоятельно они составляют гербы своей семьи и своего класса. Представляя разработанные гербы классному сообществу, учатся отстаивать собственную точку зрения и объективно оценивать друг друга в соответствии с предложенными или выработанными совместно критериями. Таким образом, осваивается личностная позиция «Мой знак».
Неисчерпаемые возможности раскрывает тема второй главой книги «Постижение красоты». Многоцветие ликов красоты Урала раскрывается учащимся в процессе активной деятельности, с выполнением разнообразных заданий по выбору:
- мини-сочинения, рецензия на произведение искусства, отзыв о посещённой выставке или концерте, стихи, музыкальные этюды;
- фотография, рисунок, коллаж, конструирование, лепка, мазаика;
- устное сообщение, экскурсия, кроссворд, викторина, электронная презентация, видеоролик.
При выполнении этих задания происходит вхождение учащихся в активную позицию «Я художник». Из сочинения Романовой Лизы на тему "Природа - источник вдохновения": «Художник может увидеть в природе свою будущую картину. Танцор в изящном изгибе берёзы, увидит для себя грациозное движение. Музыкант услышит в шорохе листьев или журчании ручья новую мелодию».
Восприятие прекрасного вызывает состояние радости, любви, чувство свободы. Многообразие видов искусства позволяет человеку выразить себя и своё отношение к миру, к внешнему проявлению красоты и глубокому духовному смыслу прекрасного. Для своей первой книги ребята создают коллаж с названием «Образ прекрасного», у каждого он был неповторим и своеобразен. Такими же разнообразными стали и отзывы, вошедшие в сборник. Юные живописцы рассказали о выставке картин карпинских художников, танцовщицы, поделились своими впечатлениями о фестивале хореографии в Геленджике, а ребята, занимающиеся музыкой в детской школе искусств, с восхищением рассказывали о юбилейном концерте ансамбля «Виола». «Скрипка плакала, скрипка рыдала, скрипка звонко над чем-то смеялась…» пишет Ян Князев, посетивший концерт вместе с бабушкой. Насколько богат наш край талантами дети узнали познакомившись с уральскими промыслами через сказы П.П.Бажова, а так же с профессиональными зодчими и скульпторами. Освоили личностную категорию «Я мастер», оценив на собственном опыте всю сложность их творческой деятельности. Подборка русских пословиц и составление рассказа о добром поступке, украшающем душу человека, позволил освоить учащимся ценностную категорию «Я мудрец».
Третья глава книги «Пути познания» посвящена образу ученого и последняя глава сборника «Связь времён» о путях собирателей позволила учащимся почувствовать для себя ценность личностных категорий «Я строитель своего будущего», «Я путешественник в пространстве и времени» и «Я хранитель народной памяти», «Мой архив личных, семейных и краеведческих реликвий».
В творческую деятельность учащихся включены креативно-диагностические задания, которые состоят из последовательного выполнения ситуационных ролей. Общую условную последовательность такого занятия можно представить пятью этапами:
1.Вхождение в образ.
2.Образное проживание будущего изображения или другого продукта деятельности.
3.Поиск и выбор адекватных материалов, техник в зависимости от возникшего образа.
4.Воплощение образа – выбор действий в материале в зависимости от уровня владения деятельностью:
а) по аналогии;
б) как решение поставленной из вне задачи;
в) как своё видение, постановка и решение собственной задачи.
5.Самооценка «Соответствие возникшему образу»; выход из образа и объективная оценка в сравнении с аналогами и образцами.
Ребёнок может выбрать сложность выполнения каждого элемента сам и через какое-то время произвести элемент этого занятия с другими детьми.
Активация учащихся в образовательном процессе осуществляется путём использования разнообразных приёмов, среди которых рассматриваемая на примерах идентификация с ценностной личностной позицией «Художник», «Мастер», «Строитель», «Путешественник», «Мудрец», «Моё окно», «Мой знак», «Мой архив» и т.д.
Последовательные образные задания позволяют опираться на целостное восприятие учащихся и одновременно служат диагностическим инструментарием для учителя. Соединить самостоятельные работы по разным разделам в один сборник, передать свои ощущения или отношение к работе, через настроение – это живой творческий процесс. Именно в таком процессе накопление индивидуального креативного опыта формируется творческая личность, способная к дальнейшему саморазвитию, освоению универсальных учебных действий и решению любых жизненных ситуаций, что является одной из главных отличительных особенностей в направлении развития современного образования. Как писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: "Задержку в развитии создаёт не приверженность к истокам, а отказ двигаться вперёд…культура движется вперёд путём накоплений, а не отталкиваний от прошлого».