Цель занятия: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И.А.Крылова.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль; воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
- проверить знание текстов изученных басен И.А.Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
- Развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- Формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Ход мероприятия
Все классы собрались в актовом зале.
1. Вступительное слово ведущего
Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком.
И.А.Крылов смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».
В школе вы пока не изучали басни Крылова на уроках литературного чтения, но в летних заданиях было предложено прочитать басни Крылова.
Что такое басня?
Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Ребята, вы сегодня проведем с вами игру, вспомним некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь…
А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь…
Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить о жизни и творчестве великого баснописца. Ведь 13 февраля исполнится 252 года со дня его рождения.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве, но с пяти лет проживал в Твери. Давайте посмотрим об Иване Андреевиче фильм, который создали жители Тверской области о своем знаменитом горожанине. Посмотрите, с какой любовью они рассказывают о великом баснописце.
2. Просмотр видеофильма
3. Деление классов на команды, выбор капитана
Классы разделены на команды. Команда «Синих», «Красных» и «Зеленых». Предлагаю от каждого класса выбрать команду из 6 человек.
Команда выбирает капитана.
Капитаны получают шапку гимназиста и маршрутный лист, в котором обозначен порядок посещения станций. А так же волшебный мешочек, где будут храниться заработанные вашей командой баллы.
За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подводятся итоги.
После того, как капитаны получат задания, команды расходятся по заданным маршрутам, а болельщики остаются в зале и выполняют задания.
4. Капитаны команд получают маршрутные листы
- Давайте пожелаем командам удачи, и поддержим их!
Команды отправляются по заданным маршрутам.
5. Задания для болельщиков
Болельщики также будут принимать активное участие в игре и также зарабатывать для своей команды баллы.
Задание болельщикам №1
- Сейчас вы просмотрите мультфильмы, созданные по басням И.А.Крылова и каждая команда болельщиков должна зашифровать для своей команды ту басню, которую они просмотрели. Это может быть как рисунок, так и различного вида шифровка.
Выполненную работу болельщики представляют своим командам. Если команда отгадывает басню, просмотренную болельщиками, то команда получает дополнительный балл.
Задание болельщикам №2
- Перед вами Черный ящик. Вам нужно угадать, какие предметы в нем находятся.
В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".
Предмет: Зеркало.
В ящике лежит предмет, которые героиня басни достала себе с полдюжины.
Предмет: Очки.
В ящике лежит предмет, который выпал, и с ним была плутовка такова….
Предмет: Сыр.
Задание болельщикам №3
- Я называю 2 слова из хорошо известной басни. Все слова в начальной форме. Вы, должны поочерёдно отгадать басню.
- “Плутовка, хвост…” (Ворона и лисица)
- “Улица, зеваки…” (Слон и Моська)
- “Старость, глаза…” (Мартышка и очки)
6. Посещение станций командами
Станция 1. «Раскрытая книга»
Задание №1.
- Что такое аллегория? Если не можете ответить воспользуйтесь справочной литературой.
(Справочники находятся на столе)
Задание №2.
- Ответьте на вопросы викторины презентация №1.
Задание №3. (дополнительное)
- Прочитайте отрывок из любимой басни.
Станция 2. «Угадай-ка»
Задание №1. Кроссворд.
- Разгадайте кроссворд!
Задание №2. Конкурс: Угадай-ка.
- На карточках обозначены герои басен. Какие герои басен здесь зашифрованы?
– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Задание №3. Загадочные животные.
квол пухет райвеум губоль ёсол лсон
- Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.
- В каких баснях встречаются эти животные?
В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".
Станция 3. «Бюро находок»
Задание №1.
- В бюро находок поступили герои потерявшихся басен. Вы должны вернуть героев назвав их адреса, т.е. названия басен. За каждую правильно названную басню выдается балл.
На полках лежат игрушки: лиса, волк, медведь, обезьяна. Нужно назвать басню, в которой встречается это животное.
Можно назвать к одной игрушке несколько басен:
- Лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”);
- Волку (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”);
- Медведю (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”);
- Обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”).
Задание №2. Кот в мешке. «Путаница».
- Отгадайте, что здесь перепутано?
- "Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".
Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит". - "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"
Надо: "Петушок". - "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".
Надо: "Взялись". - "Ворона гавкнула во все воронье горло".
Надо: "Ворона каркнула". - "Мартышка к старости слаба ушами стала".
Надо: "Глазами". - "Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".
Надо: "Шавка говорит".
В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".
После того, как команды прошли все станции, они возвращаются в актовый зал.
7. Конкурс капитанов
Задание №1. - Отгадайте, какую басню смотрели и зашифровали болельщики вашей команды?
Задание №2. Шуточные вопросы к басне И.А.Крылова « Ворона и лисица».
Вопросы капитану 1 команды:
- На дереве какой породы восседала ворона? Ответ: Ель.
- Что пленило лисицу? Ответ: Сырный дух.
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? Ответ: Шея.
Вопросы капитану 2 команды:
- Голосом кого, по мнению лисицы, должна была петь ворона? Ответ: Ангела.
- Какое величественное звание присваивает лисица вороне? Ответ: Царь-птица.
- Какую родственную связь неожиданно обнаруживает лисица между собой (млекопитающим) и вороной (птицей)? Ответ: Сестрица.
Вопросы капитану 3 команды:
- Какого цвета было для стрекозы лето в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»? Ответ: Красное.
- Сколько очков приобрела мартышка? Басня И.АКрылова « Мартышка и очки»? Ответ: Полдюжины.
- Какой человеческий порок высмеивается в басне «Ворона и лисица»? Ответ: Жадность.
Задание №3. «Центон»
Центон – это юмористическое произведение, составленное из частей известного произведения.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
Центон №1.
Свинья под Дубом вековым,
Наелась желудей досыта, до отвала;
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою:
“А, кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор“.
(«Свинья под дубом», «Ворона и лисица»)
Центон №2.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки,
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно, - говорит, - сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)
Центон №3.
Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»
8. Подведение итогов
- Чему учат басни?
Дружбе, трудолюбию, усердию, доброте, отзывчивости, честности, благородству, стремлению к учебе.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.