Профилактика школьного буллинга в работе педагога

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


В настоящее время актуальной стала проблема насилия среди детей и подростков. Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и школе в целом, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. На сегодняшний день буллинг происходит не только в кругу семьи, его проявления зафиксированы в большинстве социальных институтах общества, в том числе, и в сфере образования. Буллинг как социально-психологическое явление создает угрозу безопасности участников образовательного процесса. Последствия буллинга – как непосредственные, так и отсроченные – негативно сказываются на интеллектуальном и личностном развитии обучающихся.

На образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранение проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье обучающихся, создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, а также гарантирующую охрану и укрепление физического и социального здоровья обучающихся. В решении проблемы буллинга в образовательном учреждении должны принимать участие учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики, которые должны сотрудничать с целью максимального информирования в случаях возникновения буллинга в школе и принятия своевременных мер. Психолог отбирает диагностические методики, разрабатывает анкеты, позволяющие оценить ситуацию буллинга в данном учреждении, проводит обработку данных. Педагоги и классные руководители с помощью наблюдения (деликатного), составляют психологические характеристики учащихся (класса), в которых стоит отразить: специфику межличностных отношений учащегося с классом, особенности поведения, способы взаимодействия со сверстниками, наличие (отсутствие) конфликтных отношений со сверстниками, особенности эмоционального реагирования учащегося на конфликтные ситуации, особенности поведения классного коллектива на переменах. Большую помощь оказывают школьные психологи. В индивидуальной работе педагога необходима организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников («обидчиков» и «жертв»). При обнаружении ситуации буллинга стоит привлечь родителей «жертв» и обидчиков», так как дети – «продолжение» личности родителей. Способствовать созданию особого психологического климата и межличностных отношений в школьном коллективе, препятствующих буллингу (развивать творческую, динамичную образовательную среду с четкой ненасильственной и просоциальной направленностью).

Анализируя опыт своей работы, могу сказать, что профилактическая работа в нашем учебном учреждении направлена на образовательную среду, под которой подразумевается все, что происходит, в школе: все, что оказывает влияние на ребенка, формирует его мировоззрение. Очевидно, что знания и умения ребенок получает на уроке, а социальные отношения формируются под воздействием всех присутствующих в школе, которые, осознанно или нет, влияют на ребенка. В нашей школе создаются все условия для профилактики буллинга среди учащихся. Воспитательная и профилактическая деятельность содержит систему мер по предупреждению таких ситуаций. Постоянно работают методические объединения классных руководителей и методические объединения по предметам. На пришкольной территории полностью оборудованы футбольная площадка и ледовый каток, в помещении школы есть спортивный зал, множество кружков и секций: театральная студия, робототехника, ритмика, бальные танцы. Многие учителя-предметники ведут кружки, деятельность которых направлена на учет и развитие всесторонних интересов подростков: ЮИД, декоративно-прикладное творчество, логика, «занимательная математика», «мир в котором мы живем», «литературное краеведение», «волшебная кисточка», «проектная деятельность», «информатика». На протяжении ряда лет активно действует подростковый клуб «Луч света» и клуб для родителей «Доверие». Тесно сотрудничаем с центром психологической поддержки и профориентации молодежи «Луч». На базе школы работает отделение дополнительно образования детей, что позволяет привлечь еще большее количество учащихся к активным занятиям по интересам и является действенной профилактикой всех видов отклоняющегося поведения подростков. В школе работают кружки и секции физкультурно-спортивной направленности: баскетбол, развивающие спортивные игры, карате, рукопашный бой, волейбол, черлидинг, футбол, настольный теннис, шашки, шахматы. Для классных руководителей психологами нашей школы разработаны методические рекомендации для проведения тематических классных часов, проведения уроков здоровья, профилактических занятий, тем для дискуссий, диагностические программы.

А также реализуем следующие мероприятия:

  1. Анкетирование учащихся на выявление жестокого обращения
  2. Занятие с элементами тренинга «Учимся взаимодействовать»
  3. Мероприятие по профилактике, способствующие сплочению детей. Акция «Телефон доверия» под девизом: «Телефон доверия – шаг к безопасности ребенка!»
  4. Конкурс рисунков «Мир против жестокости». Конкурс плакатов «У меня есть права»
  5. Мини-лекция. «Профориентация, её цели и задачи. Правильный и ошибочный выбор профессии. Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии»
  6. Участие в благотворительных акциях «Старость в радость»
  7. Семинар «Распознавание признаков различных видов буллинга и способы его проявления».
  8. Просмотр и обсуждение кинофильмов на эту тематику.
  9. Общешкольные квесты, конкурсы «Минуты славы», «КВН» «Фабрики звезд», выставки достижений и т.д.
  10. Общешкольное родительское собрание «Буллинг. Жестокость в детской среде».
  11. Индивидуальная работа психологов с выявленными случаями буллинга.

Каждое из этих мероприятий развивает у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.