Тема: «Лучшее в себе хочу взрастить я». Подготовка к сочинению на уроке литературы. 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: сочинение, Д.Н.Кугультинов, поэзия Калмыкии


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тип урока: развитие речи.

Цели:

  • Образовательная:
    • рассмотреть состояние окружающей среды, тюльпан, занесенный в Красную книгу;
    • задуматься над вопросом связи человека и природы;
    • углубить знания об анализе текста;
    • совершенствовать речевые навыки, умение видеть необычное.
  • Развивающая: работать над разновидностью типа речи – описание природы в обычном.
  • Воспитательная: воспитание чувства красоты, доброты, бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, запись звуков природы и песни «Калмыцкая степь» в исполнении Э.Бурвяшовой, на партах - листы со стихами Д.Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!», «К самому красивому тюльпану».

ЭОР:

Ход урока

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.
Одна природа делает великое даром.
А.И.Герцен

1. Оргмомент

2. Слово учителя

Здравствуйте, ребята, что за звуки сейчас прозвучат? Послушайте и попытайтесь определить ваши ощущения. (Звучат звуки природы: дождь, снег). Сегодня мы будем готовиться к сочинению о том, как мы чувствуем себя на природе и в каком месте нам особенно хорошо становится. Давайте представим степь весной, подумайте, какой символ Калмыкии украшает в апреле степь. А почему именно он стал символом Калмыкии?

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий  воздух, и простор,
И колокольчик – жаворонка трели!..
Ты – музыка, чьи звуки с давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.

Как счастлив я, что голос твой пойму,
Что человек я, что душе все чаще
Доступна радость красоты щемящей…
Иль человек я только потому,
Что внемлет скрытой музыке душа?..
О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!... (1982г)
(Пер. Ю.Нейман)

3.Аналитическая беседа по тексту стихотворений

- Как вы думаете, кто автор этих строк? В чём видит красоту народный поэт Калмыкии Д.Н.Кугультинов? (стихотворение «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!» рассказывает об изумительном, особенно долгожданном для всех степняков времени года. Читаешь и наслаждаешься музыкой и красками стиха. Автор и степь единое целое: «И счастлив я, что голос твой пойму…». И всей душой принимаешь возглас поэта: О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!..)

- Выпишите предложение, в котором перечисляются признаки красоты степи. Найдите тропы, использованные автором (эпитет: хрустально-звонкий; сравнение: колокольчик; метафора: живопись).

- Определите тему текста. Что такое тема? Как её определить? Как отличить от проблемы и идеи текста? Запись на доске:

Тема текста — то, о чём говорится в этом тексте.

Идея текста — то, что хотел сказать этим текстом автор.

Проблема текста — теоретический вопрос, требующий разрешения исследования. (Тема - красота степи, идея текста - ощущение счастья, проблема - что даёт человеку природа, красота её).

- Что даёт ему эта красота? Найдите, где говорится о чувствах поэта (счастье, радость).

- А вы ощущали подобные чувства? Можете ли вы описать свои чувства?

- Нужны ли человеку эти ощущения? Почему? (Находясь среди природы, где-нибудь на цветущем лугу или в весенней степи, мы обретаем душевное спокойствие, ощущаем кротость, безмятежность, снисхождение к другим и даже к себе).

- Как вы думаете, почему Д.Н.Кугультинову захотелось написать это произведение? (Нам нужна красота во всём: в природе, в человеке. Красота природы подарила поэту радость, вдохновение, прилив творческих сил. Ему захотелось поделиться своим счастьем.)

- А что для себя вы усвоили, прочитав стихотворение? (Природа положительно влияет на наш духовный мир, дарит нам внутреннюю гармонию, спокойствие).

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

- Нужна ли вам эта красота? Как человек платит за эту красоту? Посмотрите на эпиграф к нашему уроку: о чём он говорит? (Мать-природа щедра к человеку, а человек расточителен и бездумен по отношению к природе).

- О каком цветке пишет поэт? Что вы знаете о нём? Посмотрите презентацию об этом цветке. (Презентация «Лучшее в себе хочу взрастить я»).

- Что вы узнали из презентации? Что заинтересовало вас? Запишите ваши мысли об этом цветке.

- Ребята, а вы знаете ещё одно стихотворение Д.Н.Кугультинова о тюльпанах? Листы со стихами у вас на партах. Приготовьтесь к выразительному чтению его.

К самому красивому тюльпану.

К самому красивому тюльпану
Тянется рука сама собой.
Самый смелый погибает рано:
Первым он вступает в смертный бой…
Затмевать других мне не хотелось,
Думал я, что проживу, как все, -
В меру проявляя ум и смелость,
Не завидуя чужой красе.
Но в то лето – лето нашей встречи –
Жизнь, переместясь, пошла вверх дном.
Самому себе противореча,
Я мечтаю только об одном:
Лучшее в себе хочу взрастить я,
Что таил до времени, пока…
Понял я закон самораскрытья
И людей, и каждого цветка.
Разгадал сокрытую причину
Буйного прилива свежих сил:
«Лучше быть!» - таков закон единый
Тех, кто всей душою полюбил.

- Творчество Кугультинова посвящено, главным образом, калмыцкой степи, теме природы, так как поэт хорошо знал и любил природу и людей родной земли. Человек воспринимался в неразрывном единстве с природой.

- Сколько смысловых частей выделите в стихотворении? Назовите эти две части. Встреча с чем дала толчок рождению мечты? Опишите тюльпан. (Две части: до встречи и после встречи. Хрупкий, грациозный, гордый, стойкий, смелый).

- Каким был поэт до встречи с тюльпаном? Почему именно встреча с тюльпаном стала этой причиной? Чему научил тюльпан? В чём заключается идея текста? Запишите несколько предложений, описывающих тюльпан, встретившийся поэту. Прочитаем их классу. (Народный поэт пытается донести до всех нас, что нужно «взращивать» в себе только нравственные начала, думать лишь о светлом и совершать только добрые поступки. В личности Давида Кугультинова есть то, к чему надо стремиться, есть ум, который необходимо ценить и уважать).

- Почему закон единый касается тех, кто всей душой полюбил? (Любовь к природе, к красоте и щедрости её обогащает человека. Нужно полюбить место, где мы живём. Мы любим свой посёлок и хотим, чтобы он стал самым красивым местом в России, поэтому мы не должны сорить и сквернословить на улице. Ничто не должно загрязнять атмосферу любимого посёлка. Чистоплотность и доброжелательность нас, жителей, наших улыбок и радушного настроения улучшают ауру посёлка).

На доске запись:

Охранять природу - значит охранять Родину.
М.Пришвин

Запишите это предложение, затем напишите, как вы понимаете его смысл.

4. Словарная работа

Прочтите на эти термины.

- Объясните лексическое значение словосочетания «моральный облик».

Объяснение лексического значения слов «моральный» и «облик».

Моральный от слова мораль.

Мораль – 1) правила нравственности, сама нравственность; 2) логический, поучительный вывод; 3) нравоучение, наставление (разг.).

Моральный – 1) от мораль; 2) высоконравственный, соответствующий правилам морали ( книжн.), 3) внутренний, душевный.

Облик – 1) внешний вид, очертание, наружность; 2) перен. характер, душевный склад.

- Как вы думаете, для чего нам нужны эти термины? Какое отношение они имеют к написанию нашего сочинения? (Природа влияет на моральный облик человека, делает добрее, мудрее и щедрее).

5. Работа с афоризмами

Обратите внимание на мудрые высказывания известных людей о связи человека и природы:

  • Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее. (И.С.Тургенев)
  • Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно (И.Зейме)
  • Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе. (К.Паустовский)
  • Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует (И.Гёте)
  • Природа … будит в нас потребность любви (И.Тургенев)
  • Природа, земля, человек — проблема нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека. (Н.И.Сладков)
  • Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л.Леонов)

- Какова общая мысль афоризмов?

6. Составление плана сочинения

Предлагаются следующие темы сочинений: 1. Сохраним красоту степи.

2. Уроки щедрости природы.

3. Чему научит нас природа?

4. Тюльпан – удивительный цветок.

5. Роль природы в жизни человека.

- Вспомните типы речи. Как мы их различаем? (Повествование-что, где произошло? Описание – какой предмет? Рассуждение – почему так произошло?).

- Составим план к первой теме.

1. Украшение весенней степи.
2. Сохраним красоту степи.
а) Легенды о тюльпане.
б) Дары радости и здоровья.
в) Цветы – символы любви к жизни.
3. Человек - часть природы.

7. Рефлексия

- Что нового вы узнали? Для чего вам пригодятся эти знания?

- Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

8. Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из записанных тем.