Технологии, используемые при проведении урока
Технология проектного обучения. В технологии проектного обучения является возможность самостоятельной деятельности учащихся и достижение определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможности, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. В данном уроке применяется следующие типы проектной деятельности: творческий и информационный, где анализируются и обобщаются факты, а результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет, буклет, рекомендации), требуется презентация и её разработка.
Тренинговые технологии.
В науке как вид образовательной практики тренинг - это групповое занятие, направленное на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя и других.
Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.
Целью личностно ориентированного развивающего обучения является: развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка; выявления субъективного опыта ребенка; помощь ребенку в познании себя, самоопределении и самореализации.
Цели урока:
- развитие у старшеклассников умение проектировать будущее с помощью технологий «тайм-менеджмента» для планирования своей учебной и внеучебной деятельности.
Урок направлен на развитие метапредметных и личностных УУД обучающихся.
Личностные УУД:
- Сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные УУД:
- Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Регулятивные УУД
- Развитие умения целеполагания; сформированности психологической установки на самореализацию.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать понятие «тайм-менеджмента»;
- научить пользоваться инструментами тайм-менеджмента.
Развивающие:
- развитие умения по целеполаганию и планированию деятельности.
Воспитательные:
- повышать мотивацию обучающихся к работе в группе;
- воспитывать навыки культуры речевого общения;
- формировать мотивацию к проявлению удовлетворенности своей деятельностью;
- формировать у учащихся ответственную позицию в отношении ситуаций, в которых происходит потеря времени.
Предполагаемый результат:
- научиться эффективно, пользоваться временем как личностным ресурсом;
- создание климата психологической безопасности;
- формирование мотивов личностного роста;
- развитие способности рационально планировать свою деятельность;
- анализировать ее результаты;
- формирование умения работать в группе;
- повышение уровня культуры общения.
1 этап урока
Задача 1 этапа. Определить цели и задачи урока.
Для выполнения упражнения группа садится в круг.
Проективное упражнение «Хранитель времени».
Цель: Проективная методика выполняется старшекурсниками для выявления и осознание трудностей, связанных с рациональным распределением времени.
1. Осознать и понять собственные ресурсы времени.
2. Выявить для себя установки собственного отношения ко времени.
3. Выработать правила эффективного распределения времени.
Инструкция: «Представьте себе, как будто вы идете по дороге и встречаете вашего хранителя времени. Как он выглядит, что находится вокруг него, что хочет донести до Вас, какие чувства испытали Вас при встрече с хранителем времени? что пытался, а может и рассказал Вам хранитель времени. Может он что-то захотел Вам дать. »
Анализ упражнения: Для чего он хранит это время? Зачем он его охраняет, от кого или от чего? Какие эмоции чувствуешь, когда видишь его и когда он что-то говорит тебе?
Рефлексия упражнения в группе. Обычно упражнение может вызвать сильные эмоции и мотивировать для работы над своими трудностями, связанными с таким ресурсом как время. Упражнение глубоко затрагивает все структуры личности, ее сознательную и бессознательную стороны. Поэтому выполнять упражнение-метафору надо с осторожностью и только психологу, который имеет практику работы с бессознательным.
Рефлексия упражнения. Время выполнения – 20 мин.
Итог 1 этап урока, совместно с преподавателем ребята определяют тему и цели урока.
2 этап урока
Задача 2 этапа. Изучение и представление новой темы.
Цель: Рассмотреть понятие «тайм-менеджмента».
Материал к упражнению. Дома ребята подготовили информационную заготовку по теме «тайм-менеджмент» (см. приложение 1).
Форма работы: по подгруппам, 4-5 человек.
Ребята в группах готовят презентацию, на тему «Тайм-менеджмент». Понятие, цели, задачи, история, интересные факты о тайм-менеджменте.
Закрепление знаний, с помощью оценочных листов, которые заполняет каждая подгруппа по итогам презентаций всех. Оценочный лист (см. приложение 2).
Презентация выступлений групп и обсуждение упражнения. Время выполнения - 15 минут.
Упражнение Матрица Эйзенхауэра.
Изучение метода расстановки приоритетов. Обучающие изучают правила заполнения матрицы. Выполняют задание, работая в парах.
Цель: определить приоритеты дня, пользуясь матрицей Эйзенхауэра. (приложение 3)
Инструкция:
- Напишите свой список дел.
- Разбейте все дела по критериям важности и срочности на 4 группы:
- 1. Важные и срочные.
2. Важные, но не срочные.
3. Срочные, но не важные.
4. Не важные и не срочные.
- 1. Важные и срочные.
- Заполните форму. Распределите текущие ежедневные дела по четырем квадратам Матрицы Эйзенхауэра.
- Подсчитайте, как распределилось время по четырем квадратам.
- Проведите обработку результатов.
Время на выполнение задания: 20 минут.
Итог упражнения: Обобщение новых знаний.
3 этап урока
«Поглотители и ловушки времени»
Цель: Формировать понятие о системе учета времени.
Выполнение работы в группах. Для проведения упражнения выдается раздатка (приложение 4). На основании предложенных материалов ребятам предлагается рассмотреть, обсудить, вопросы, связанные с трудностями, сопротивлением, возникающим в эффективном использовании времени. Придумать и разработать рекомендации способов борьбы с поглотителями и ловушками времени, создать буклет, памятку, которая позволит более эффективно использовать свое время и время других с пользой.
Итог упражнения: Ребята представляют свои разработки. Обсуждают результаты. Дают обратную связь.
Метод «Пять пальцев»
Цель: научиться планировать и анализировать свой день.
Метод «Пять пальцев» настолько прост, что его можно применять в любую свободную минуту.
Для анализа прошедшего дня Вам стоит лишь взглянуть на пальцы своих рук, их названия подскажут, о чем стоит задуматься в этот момент.
М — мизинец (Я мыслю — значит, я существую). Спросите себя, какой опыт я сегодня получил, что услышал, увидел от других. Как я могу применить это для своей жизни? Какие выводы сделал для себя, анализируя собственные ошибки? Обязательный минимум интересных мыслей — находок — три. Если больше — отлично!
Б — безымянный (Мои близкие). Честно ответьте себе на вопрос, что я в этот день сделал для своих близких и родных? Уделил ли время детям, супругу, родителям, как планировал?
С — средний (Состояние души). Проанализируйте, какое было настроение, расположение духа. Отлично, если это будут ответы: «хорошо», «радостное состояние», «интерес», «великолепно». Поставьте себе задачу, каждые 15-30 минут фиксировать свой душевный настрой.
У — указательный (Услуги). Вспомните, кому был сегодня полезен, какие услуги оказал, кого благодарил? Совершая услуги, мы создаем свое позитивное отношение к людям и людей к нам.
Б — большой (Физическая бодрость). Как я сегодня себя чувствовал? Что я сделал для поддержания своего здоровья и отличной формы?
И, наконец, К — кулак (Концентрация на цели). Каковы были цели сегодняшнего дня и каким образом я приближал к себе эти цели?
Итог упражнения: Обсуждают результаты. Дают обратную связь.
4 этап урока
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ребятам предлагаем вспомнить тему, цели урока.
Анализируем вместе с ребятами: достигнута ли цель урока, остались ли невыясненные вопросы?
В заключение урока ребята заполняют «Лист обратной связи», где могут оценить свою деятельность, деятельность одноклассников, деятельность психолога. (см. приложение 5)
Дополнительный материал для изучения темы «Планирование и организация времени». (см. приложение 6)