Профессиональная направленность в изучении иностранного языка в системе СПО и формирование мотивации у студентов в процессе обучения

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в нашей стране, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. XXI век был назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», что еще раз подчеркивает важность владения иностранными языками в современном обществе. Язык является средством межкультурного общения в сфере профессиональной деятельности. Он помогает быть в курсе новейших изобретений и открытий, дает возможность общаться с профессионалами разных стран, делиться опытом. Задачей каждого образовательного учреждения СПО является подготовка высококлассного специалиста с высоким уровнем лингвистической подготовки.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, в учреждениях СПО иностранный язык изучается на протяжении всего курса обучения. За весь период обучения учащиеся должны овладеть профессиональной терминологией, уметь вести диалог, освоить навыки перевода текстов профессиональной направленности и т.д. В соответствии с этим, преподавателями составляются программы обучения по каждой специальности с учетом требований ФГОС. Наш колледж готовит специалистов по трем различным направлениям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Фармация», поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.

В течение первого года обучения преподаватель строит свою работу так, чтобы обучающиеся, пришедшие в колледж из разных школ с разным уровнем знания иностранного языка, могли восполнить пробелы в знаниях, расширили свой словарный запас, научились высказываться на темы, затрагивающие их интересы, повседневную жизнь. В этот период особенно важно формировать внутреннюю уверенность обучающихся в себе, своих силах и способностях к иноязычному общению.

Второй год обучения. Иностранный язык – дисциплина общего гуманитарного и социально-экономического цикла. На этом этапе начинается активное вхождение в профессиональный язык. Здесь важно грамотное структурирование учебного материала, подборка профессионально-ориентированных текстов для чтения и перевода, заданий, на развитие монологической и диалогической речи, направленных на развитие коммуникативных навыков. Главная задача на этом этапе – показать обучающимся, что иностранный язык это тот инструмент, который помогает общению на профессиональном уровне.

Третий и четвертый годы обучения – период глубокого погружения в профессиональный язык. Здесь язык рассматривается как средство общения в будущей профессии, умение прочитать и понять инструкции и статьи в зарубежных периодических и специализированных изданиях. На данном этапе учебный материал отражает специфику данной специальности, включает в себя разделы, посвященные работе с документацией, а также непосредственно общению с окружающими.

При составлении рабочей программы по предмету нами тщательно изучается учебный план по каждой специальности, содержание профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, учитываются основные цели и задачи, ключевые понятия, терминология и т.д.

Начать изучение профессионального языка следует с наиболее общих тем, таких, как представление будущей профессии/специальности, тем, непосредственно связанных с данной специальностью. Необходимо отметить, что для решения этих задач важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами. Это помогает преподнести изучение иностранного языка как профессионально значимого предмета.

Так при обучении специальности «Фармация» будет полезно проработать такие темы, как «Аптека. Лекарственные препараты», «Навыки заполнения рецептов» и т.п. Введение такого рода общих тем позволит обучающимся постепенно набирать тот лексический материал, который послужит базой для последующей работы над темами, непосредственно связанными с получаемой специальностью. В ходе изучения курса студенты данного отделения знакомятся с понятием лекарственных препаратов и их форм, получают представление об особенностях деятельности аптечной организации, специфики работы фармацевтического персонала. Учащиеся должны уметь ориентироваться в формах лекарственных средств, их назначении и применении. Изучение профессиональной лексики, чтение и перевод англоязычных текстов, описание симптоматики, назначение лекарственных средств и методы их применения будут способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающегося. Данный материал студенты изучают на русском языке по дисциплинам «Лекарствоведение», «Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента», «Основы патологии» и т.д. Приобретенные знания они используют уже на уроках иностранного языка. Так как этот материал интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают профессиональной терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету “Иностранный язык”.

Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.