Преемственность преподавания историко-обществоведческих курсов в основной школе

Разделы: История и обществознание


Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования. Одной из главных функции образования является обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал. Основная образовательная задача современной российской школы – заложить основы исследовательского, научного взгляда на мир, который позволит учащимся в дальнейшем интегрироваться в динамичное, инновационное развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей. С другой стороны, одна из главных воспитательных задач школы – формирование граждански сознательной и патриотически-настроенной личности, без чего невозможно развитие России как сильного и стабильного государства. Поэтому патриотическое воспитание должно строиться на положениях, имеющих объективно-научную основу. Изучение предмета истории представляется целесообразным ввести уже в начальной школе в виде пропедевтических курсов, причем оптимальную основу для «введения в историю» составляет история Отечества. Основная задача исторической пропедевтики - пробудить интерес к предмету, дать первоначальные сведения об основах исторической науки и способствовать накоплению основного фактического материала. Все это должно позволить ученикам ориентироваться в таких характеристиках, как историческое время и пространство и подготовить их к восприятию истории человечества как динамического процесса со своими закономерностями.

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются сегодня всё школьное обучение и воспитание. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой — научить ребёнка учиться серьёзно. Именно на этом этапе закладываются основы ответственной нравственности. Духовного совершенствования личности, формируется мир его чувств, эмоций воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребёнка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию. В начальной школе очень важен простой пересказ, так как это совершенствует речь, развивает мышление, учит грамотному построение фраз, соблюдению логики пересказа. Так, переход от старого к новому становится для объектов обучения и воспитания более естественным и плодотворным и оперативнее переводит их на каждой ступени непрерывного образования из объектов учебно-воспитательного процесса в его сознательных и объективных субъектов. Успех учащихся зависит от традиций, которые заложены в младших классах и реализовываются в среднем звене. Обучая истории, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Следует постоянно показывать, что нужно запомнить надолго, рассортировать материал, чтобы логически подвести личность к самоидентификации. Каждый учитель знает, насколько легче развернуть беседу, с активным участием в ней всего класса, на основе наглядного пособия (особенно картины), чем на основе рассказа учителя. Высказывания детей стимулируются именно конкретным зрительным образом. Он заставляет детей ярко ощущать своеобразие описываемого исторического факта или явления, конкретно представить себе его содержание. Кроме того, иллюстрированный материал учебника может быть и предметом самостоятельного изучения детьми исторического материала. Большую роль играют вопросы и задания в учебнике. Их мы условно делим на «толстые» и «тонкие». «Толстые» вопросы более простые, репродуктивные, которые направлены на понимание прочитанного материала. Их роль не стоит преуменьшать, они нацелены на умение пересказывать прочитанный материал, выделить главное в тексте и передать его своими словами. Кроме того, если материал прочитан, понят, успешно пересказан, то он остаётся в памяти и является основой для размышления. «Толстые» вопросы начинаются словами В каком году..., Какие реформы..., Расскажи, что нового появилось..., и так далее.

На свих уроках стараюсь подчёркивать связи и переходы от урока к уроку выводя один программный вопрос из другого; один исторический факт из другого; организуя иногда повторение «по вертикальным разрезам», т.е. заставляю детей проследить какой-либо вопрос через ряд тем или веков; если часто задавать детям вопросы, заставляющие их сравнивать тот или иной факт, то или иное явление с предшествующим ему, - дети осваивают без особого труда исторические ряды. В этих случаях мы получаем от детей ответы, свидетельствующие о том, что ученики ориентируются в хронологической последовательности». Полезно приучать учеников находить в тексте ответы на такие вопросы учителя, как, например, Найдите и прочитайте, что сказано в статье о жизни и быте горожан?

Уделяю внимание в 5 классе работе учеников с рисунками, напечатанными в учебниках. Вместе с учениками разбираем рисунок до начала чтения статьи, а на доске иногда зарисовываю отдельные его детали для подробного разъяснения. Чтение статьи и рассматривание соответствующих рисунков учебника провожу после опроса учащихся, вводной беседы, рассказа учителя, словарной работы, работы с картой, картиной. Работа с тетрадью имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Она приучает учеников к систематическому труду, самоконтролю, воспитывает самостоятельность. Записи в тетрадях по истории должны быть краткими и не подменять учебника. Записи в сочетании с рисунками помогают прочно соединить в сознании детей зрительный образ предмета с его названием. Нарисованное (орудие труда или утвари) самим учеником остается и его памяти гораздо дольше того, с чем он знакомится в результате чтения. Свои записи и рисунки, учащиеся систематически просматривают, особенно при повторении учебного материала.

Работа с картой развивает ориентировку в пространстве, при этом работаем над развитием речи, цветоразличения при усвоении условных цветов карты. Работа с контурными картами развивает у детей зрительную память и моторику. Интересность и содержательность исторического рассказа будит мысль ребенка, развивает его воображение, прививает интерес к истории. Прием «путешествие по карте» способствует созданию игровых ситуаций, в результате которых формируются картографические представления о взаиморасположенных на карте объектах, осуществляется коррекция ассоциативной памяти, пространственных представлений, наглядно-образного мышления.

Для развития мышления, обучающихся играют важную роль исторические экскурсии, так, например, при изучении истории нового государства предлагаю отправиться в путешествие по стране, и побывать на экскурсии где ученики устанавливают взаимосвязи в событиях, собирают материал, который можно использовать на последующих уроках. Экскурсии знакомят учащихся с новыми для них объектами и явлениями, и благодаря им дети получают наиболее полные представления о исторических явлениях и процессах.

Уроки должны быть построены с учетом следующих принципов обучения:

  • Научности и доступности обучения (отражение в ходе изучения материала реальной действительности, на уровне реальных возможностей обучающихся).
  • Коррекционной направленности обучения (задания на уроке направлены на исправление и ослабление недостатков психофизического развития обучающихся).
  • Систематизации и последовательности в обучении (линейно-концентрическое изучение материала, преемственность в обучении строится на основе предыдущих знаний).
  • Индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (задания с учетом индивидуальных особенностей, а также с учетом особенностей определенной группы детей).
  • Принцип наглядности (иллюстрации в учебнике, карта, сюжетные картины).
  • Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков (повторение, закрепление пройденного материала).

Таким образом, обучение истории в средних классах школы требует опоры на существенный задел в умениях и навыках, которые дает начальная школа. При этом учителям среднего звена нельзя забывать, что задача учителя «не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельности», что и отвечает современным требованиям ФГОС.