Введение
Процесс интеграции представляет собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблемами интеграции в педагогике занимались многие исследователи: В.В.Краевский, А.В.Петровский, Н.Ф.Талызина, Г.Д.Глейзер и В.С.Леднев, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и другие. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в новой. Функции этого вида урока каждый учитель определяет для себя самостоятельно. Он может воспользоваться им для изучения новой информации, ее обобщения, повторения или закрепления пройденного материала.[3, 8 c.]
Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый),
1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации (БСЭ).
Отмечается, что классно-урочная система предметного (дифференцированного обучения) не обеспечивает целостного познания мира и способности школьника системно мыслить при решении практических и жизненных задач. Интеграция в предметной системе обучения нашей школы является средством компенсации недостатков этой системы. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких учебных предметов [8]. В современной школе интегрированные уроки, возникающие на основе межпредметной интеграции, эффективны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности, такой урок является информационно более обогащенным, чем традиционный. Если межпредметные связи позволяют лишь эпизодически включить материал других дисциплин, то интегрированный урок подразумевает взаимопроникновение предметов.
Интегрированный урок, как и любой другой, имеет структурные элементы. Наиболее общие из них:
1. Вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;
2. Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала, осуществляется практическая работа. Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.
3. Заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся.[1, 12c.]
Объект исследования интеграция предметов в начальной школе.
Предмет исследования интеграция на уроке музыки в начальной школе.
Цель работы – рассмотрение теоритических основ преподавания интеграции в начальной школе и применения их на уроках музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:
- рассмотрение современной теории преподавания музыки в школе;
- изучение интеграционных процессов в начальной школе;
- рассмотрение интеграционных аспектов применительно к уроку музыки в начальной школе;
- изучение интеграции на уроке музыки, на примере конкретного урока.
Глава 1. Теоретические основы преподавания музыки и интеграция
1.1. Современное преподавание музыки
Технология включает в себя такую деятельность педагога, которая последовательна в наборе действий. Технология - это методы и приёмы обучения.
Основой технологии служит чёткое определение цели, если цель определена очень точно (промежуточная и конечная) это позволяет разработать объективные методы контроля её достижения.
Существенной составляющей педагогической технологией являются методы обучения (способы организации познавательной деятельности учащихся).
В процессе обучения используются методы, которые можно разделить на следующие классификации [2, 37 c.]:
- По внешним признакам деятельности;
- Лекции, беседы, рассказ, решение задач, упражнение, работа с книгой.
- По источнику получения знаний;
- Наглядные (демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
практические задания;
тренинг, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций.
- Наглядные (демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
- По степени активности познавательности учащихся;
- Объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский.
- Планируя урок или другую деятельность, учитель обязан определить форму обучения.
- По степени сложности формы подразделяются на; простые, составные и комплексные.
- Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средcтв, посвящены одной теме. К ним относятся:
- Беседы
- Викторины
- Экскурсии
- Зачёты
- Лекции, концерты
- Составные формы обучения:
- Урок
- Праздничный вечер
- Конференция
- Музыкальный КВН
- Комплексные формы обучения
- День открытых дверей
- День защиты детей
- Неделя музыки и т.д.
Методы обучения и их классификация. (способ познавательной деятельности учащихся). Классификация методов обучения[5, 103 c.]:
По внешнему признаку деятельности учащихся и преподавателя:
- Лекции
- Беседы
- Рассказы
- Работа с учебником.
По источнику получения знаний;
- Словесные (рассказы, лекции, семинары, беседы)
Экранно-звуковые пособия (просмотр видеофильмов, использование коллекции цифровых и образовательных ресурсов по музыке; фотографии, анимации таблицы, схемы, комплекты компакт-дисков и аудиокассет и др.)
Практические задания;
- Творческие задания
- Учебные дискуссии
- Познавательные игры
- Решение и анализирование конфликтных ситуаций.
По степени познавательности учащихся[10]:
- По источнику передачи содержания (слово, иллюстрация, упражнение)
- Проблемный
- Поисковый
- Исследовательский
- По логичности подхода
- Индуктивный
- Дедуктивный
- Аналитический;
- Синтетический.
- По способу освоения информации
- Методы стимулирования и мотивации учения
- Методы организации и осуществления учебных действий
- Метод контроля и самоконтроля
- Исследовательский метод
Методы стимулирования и мотивации учении – объединяет в себе несколько методов;
- Метод музицировали – осуществляется с помощью музыкальных инструментов, а так же в танцевальных движениях и двигательных упражнениях.
- Метод соучастия – этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле).
- Метод импровизации – направлен на то, чтобы проявить возможности своего воображения, фантазии, показать свои исполнительские умения.
- Учебный метод – направлен на поиск путей и содержания в решении творческих задач.
- Методы организации и осуществления учебных действий – связанны с закономерностями развития музыкальных образов и освоении музыкальной ткани;
- Метод «музыкальный театр» - помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой. Взаимодействие с музыкальным искусством реализуется посредством – звуков, танцев, жестов, слова, литературного сюжета, стихов.
- Метод погружения – реализацией метода являются различные жизненные ситуации, которые могли бы быть связанны с теми или иными музыкальными произведениями. Ситуации основываются на реальных событиях, взятых из реальных литературных источников.
- Метод проектов – заключается в проявлении учащимися своих знаний и умений в самостоятельной работе с информацией. Проект – это разработка заданной проблемы и способ достижения цели через эту проблему. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом (публичной презентацией). Тип проекта может быть: творческий, информационный, исследовательский.
Метод контроля и самоконтроля – этот метод развития критического мышления. Помогает ученикам научиться логично, доказательно строить свои высказывания о музыке.
- Цифровой диктант – этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения.
- Викторина – метод, который позволяет проверить знания, связанные с музыкальным содержанием.
Исследовательский метод обучения – метод, при котором учащиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения, используют другие источники после того, как будет поставлена проблема и задача, а так же краткий устный или письменный инструктаж.
Каждый из перечисленных методов обучения чаще сопровождается приемами и средствами.
К педагогическим приёмам относятся[15]:
- Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршания – ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация.
- Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое-нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.
Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы.
Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицировали и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.
Используя методику анализа музыкального произведения, учителю музыки необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации – темы – музыкальные образы и музыкальная драматургия).
Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве, Г.Огородного, Ю.Алиев) Необходимо тщательно отбирать вокально-хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое, сольное.
На уроках музыки наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. Учащиеся могут использовать разные виды деятельности, как в группах, так и в индивидуальных формах подготовки.[16]
На уроках музыки наиболее эффективно используются информационные технологии – это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиа проектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.
На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».