Интеграция на уроках музыки в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: музыка


Введение

Процесс интеграции представляет собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблемами интеграции в педагогике занимались многие исследователи: В.В.Краевский, А.В.Петровский, Н.Ф.Талызина, Г.Д.Глейзер и В.С.Леднев, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и другие. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в новой. Функции этого вида урока каждый учитель определяет для себя самостоятельно. Он может воспользоваться им для изучения новой информации, ее обобщения, повторения или закрепления пройденного материала.[3, 8 c.]

Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый),

1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации (БСЭ).

Отмечается, что классно-урочная система предметного (дифференцированного обучения) не обеспечивает целостного познания мира и способности школьника системно мыслить при решении практических и жизненных задач. Интеграция в предметной системе обучения нашей школы является средством компенсации недостатков этой системы. Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких учебных предметов [8]. В современной школе интегрированные уроки, возникающие на основе межпредметной интеграции, эффективны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности, такой урок является информационно более обогащенным, чем традиционный. Если межпредметные связи позволяют лишь эпизодически включить материал других дисциплин, то интегрированный урок подразумевает взаимопроникновение предметов.

Интегрированный урок, как и любой другой, имеет структурные элементы. Наиболее общие из них:

1. Вступление, в котором ставится цель, задачи урока, актуализируются опорные знания;

2. Основная часть, где раскрывается содержание учебного материала, осуществляется практическая работа. Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна. Это обусловлено разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, уровнем педагогического мастерства и личностным качествам учителя.

3. Заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся.[1, 12c.]

Объект исследования интеграция предметов в начальной школе.

Предмет исследования интеграция на уроке музыки в начальной школе.

Цель работы – рассмотрение теоритических основ преподавания интеграции в начальной школе и применения их на уроках музыки.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:

- рассмотрение современной теории преподавания музыки в школе;

- изучение интеграционных процессов в начальной школе;

- рассмотрение интеграционных аспектов применительно к уроку музыки в начальной школе;

- изучение интеграции на уроке музыки, на примере конкретного урока.

Глава 1. Теоретические основы преподавания музыки и интеграция

1.1. Современное преподавание музыки

Технология включает в себя такую деятельность педагога, которая последовательна в наборе действий. Технология - это методы и приёмы обучения.

Основой технологии служит чёткое определение цели, если цель определена очень точно (промежуточная и конечная) это позволяет разработать объективные методы контроля её достижения.

Существенной составляющей педагогической технологией являются методы обучения (способы организации познавательной деятельности учащихся).

В процессе обучения используются методы, которые можно разделить на следующие классификации [2, 37 c.]:

  • По внешним признакам деятельности;
    • Лекции, беседы, рассказ, решение задач, упражнение, работа с книгой.
  • По источнику получения знаний;
    • Наглядные (демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
      практические задания;
      тренинг, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций.
  • По степени активности познавательности учащихся;
    • Объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский.
    • Планируя урок или другую деятельность, учитель обязан определить форму обучения.
  • По степени сложности формы подразделяются на; простые, составные и комплексные.
  • Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средcтв, посвящены одной теме. К ним относятся:
    • Беседы
    • Викторины
    • Экскурсии
    • Зачёты
    • Лекции, концерты
  • Составные формы обучения:
    • Урок
    • Праздничный вечер
    • Конференция
    • Музыкальный КВН
  • Комплексные формы обучения
    • День открытых дверей
    • День защиты детей
    • Неделя музыки и т.д.

Методы обучения и их классификация. (способ познавательной деятельности учащихся). Классификация методов обучения[5, 103 c.]:

По внешнему признаку деятельности учащихся и преподавателя:

  • Лекции
  • Беседы
  • Рассказы
  • Работа с учебником.

По источнику получения знаний;

  • Словесные (рассказы, лекции, семинары, беседы)
    Экранно-звуковые пособия (просмотр видеофильмов, использование коллекции цифровых и образовательных ресурсов по музыке; фотографии, анимации таблицы, схемы, комплекты компакт-дисков и аудиокассет и др.)

Практические задания;

  • Творческие задания
  • Учебные дискуссии
    • Познавательные игры
    • Решение и анализирование конфликтных ситуаций.

По степени познавательности учащихся[10]:

  • По источнику передачи содержания (слово, иллюстрация, упражнение)
    • Проблемный
    • Поисковый
    • Исследовательский
  • По логичности подхода
    • Индуктивный
    • Дедуктивный
    • Аналитический;
    • Синтетический.
  • По способу освоения информации
    • Методы стимулирования и мотивации учения
    • Методы организации и осуществления учебных действий
    • Метод контроля и самоконтроля
    • Исследовательский метод

Методы стимулирования и мотивации учении – объединяет в себе несколько методов;

  • Метод музицировали – осуществляется с помощью музыкальных инструментов, а так же в танцевальных движениях и двигательных упражнениях.
  • Метод соучастия – этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле).
  • Метод импровизации – направлен на то, чтобы проявить возможности своего воображения, фантазии, показать свои исполнительские умения.
  • Учебный метод – направлен на поиск путей и содержания в решении творческих задач.
  • Методы организации и осуществления учебных действий – связанны с закономерностями развития музыкальных образов и освоении музыкальной ткани;
  • Метод «музыкальный театр» - помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой. Взаимодействие с музыкальным искусством реализуется посредством – звуков, танцев, жестов, слова, литературного сюжета, стихов.
  • Метод погружения – реализацией метода являются различные жизненные ситуации, которые могли бы быть связанны с теми или иными музыкальными произведениями. Ситуации основываются на реальных событиях, взятых из реальных литературных источников.
  • Метод проектов – заключается в проявлении учащимися своих знаний и умений в самостоятельной работе с информацией. Проект – это разработка заданной проблемы и способ достижения цели через эту проблему. Достигнутая цель должна быть представлена конкретным результатом (публичной презентацией). Тип проекта может быть: творческий, информационный, исследовательский.

Метод контроля и самоконтроля – этот метод развития критического мышления. Помогает ученикам научиться логично, доказательно строить свои высказывания о музыке.

  • Цифровой диктант – этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения.
  • Викторина – метод, который позволяет проверить знания, связанные с музыкальным содержанием.

Исследовательский метод обучения – метод, при котором учащиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения, используют другие источники после того, как будет поставлена проблема и задача, а так же краткий устный или письменный инструктаж.

Каждый из перечисленных методов обучения чаще сопровождается приемами и средствами.

К педагогическим приёмам относятся[15]:

  • Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршания – ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация.
  • Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое-нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.

Активное внедрение технологий преподавания музыки в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы.

Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музицировали и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений.

Используя методику анализа музыкального произведения, учителю музыки необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации – темы – музыкальные образы и музыкальная драматургия).

Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве, Г.Огородного, Ю.Алиев) Необходимо тщательно отбирать вокально-хоровой репертуар, в коллективах использовать разные формы исполнительства; хоровое, ансамблевое, сольное.

На уроках музыки наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. Учащиеся могут использовать разные виды деятельности, как в группах, так и в индивидуальных формах подготовки.[16]

На уроках музыки наиболее эффективно используются информационные технологии – это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиа проектор, персональный компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) и др.

На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

См. продолжение статьи

Приложение